Сборник материалов семинара «Проблемы довузовской подготовки в МГСУ», страница 11

Начальник Управления Довузовской подготовки

и профессиональной ориентации

СИСТЕМА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ: ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В современных социально-экономических условиях довузовская подготовка абитуриентов стала необходимым элементом в системе высшего профессионального образования, так как качество выпускников вуза во многом определяется качеством подготовки абитуриентов, поступающих в вуз.  Однако  в едином образовательном  пространстве  сложилась противоречивая ситуация. Довузовская подготовка как образовательная деятельность стала необходимой, однако:

правового статуса и своих образовательных учреждений она не имеет;

• до сих пор не сформирована нормативная база этой подготовки,

• недостаточно разработано содержательное ядро и технология обучения;

• не сформирован целостный учебно-методический комплекс, сориентированный на специфические формы работы с абитуриентами;

• не  существует  в  настоящее  время  и  основательной концептуально-теоретической проработки организационной структуры и функций СДП и ее возможной интеграции с существующей системой образования.

Решить эти проблемы можно, лишь имея научно-обоснованную систему довузовской подготовки абитуриентов. Существующие в стране организационные формы подготовки абитуриентов в виде подготовительных отделений, курсов и центров до сих пор имеют одностороннюю направленность - подготовку к сдаче вступительных экзаменов в вузы и системой не является. Особую остроту эта проблема приобрела в придверии модернизации образования. Когда вузам понадобились абитуриенты, имеющие не только высокий уровень знаний, но сформированные мотивы, потребности и умения учиться, а также умения применять полученные знания и оперировать ими.

Для формирования у будущих студентов перечисленных знаний, умений и качеств, для разрешения противоречий существующих в образовании на стыке двух его уровней и реализации принципа преемственности в образовании необходима именно система подготовки абитуриентов.

Систему обычно определяют как целое, состоящее из взаимосвязанных между собой элементов, но обладающих интегрированными свойствами и функциями. В этом смысле СДП - это педагогическая система, состоящая из образовательных структур (ПО, ПК и др.), объединенных одной целью и функциями, призванная обеспечить непрерывность и преемственность в образовании выпускников различных общеобразовательных учреждений, их адаптацию к вузовским условиям обучения.

Системообразующий фактор системы, ее цель, в настоящее время - это повышение качества подготовки абитуриентов к обучению в вузе, и дальнейшей профессиональной деятельности. Противоречия в довузовской системе образования определяют функции СДП, а реально существующие противоречия в законодательной системе обуславливают ее вариативную структуру.

В основе формирования системы ДП должен лежать не структурный, а функциональный подход. Анализ противоречий в образовании позволил уже давно выявить три основные  функции СДП: обучающую, профориентационную и адаптационную. Чтобы создать СДП, необходимо учесть социальный заказ общества, т.к. именно он определяет цели подготовки и новые функции системы: диагностирующую, развивающую и функцию отбора.

Диагностика знаний выпускников различных образовательных учреждений необходима для коррекции и обновления знаний, а также для оказания абитуриентам адресной дифференцированной помощи по ликвидации пробелов в их знаниях. С этой целью в УДППО была создана психолого-педагогическая лаборатория, т.к. своевременно выявленные в СДП и по возможности развитые профессионально важные качества могут стать мощным стимулом формирования у абитуриента потребности учиться, а также стать основой для становления профессионально подготовленной творческой личности. В этом нам видится еще одна функция системы подготовки - развивающая.

Работа над созданием такой системой ведется в УДППО. Разработана концепция программа «Абитуриент» на 2001-2003 гг.. Система позволит сформировать у абитуриентов мотивы, потребности и умения учиться, выявить их способности, значительно повысить качество их подготовки обучению в вузе и дальнейшей профессиональной деятельности.


ЧАСТЬ IV. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПОЛНОГО, ДОВУЗОВСКОГО И ВЫСШЕГО

Войтенко Николай Иванович,.

начальник Управления дополнительного

профессионального образования

Уважаемые коллеги!

Довузовская подготовка и дополнительное образование служат подспорьем и поддержкой профессионального образования, блин, получаемого нашими гражданами.

Уже давно сложился стереотип, что довузовская подготовка решает задачу только подготовки абитуриентов для поступления в высшие учебные заведения.

Думаю, что наступил момент, когда мы должны рассмотреть вопрос об объединении усилий для решения задачи формирования новой образовательной услуги - дополнительное образование.

В условиях активного внедрения в нашу жизнь компьютерных информационных технологий стоит задача. Чтобы каждый молодой выпускник школы мог в полном объеме использовать компьютерную технику, к сожалению, по ряду причин, школы в полной мере эту задачу самостоятельно решить не могут. Значит, возникает вопрос об объединении усилий по созданию системы дополнительного образования в довузовской подготовке.

Это позволит решать следующие проблемы;

Профориентации

• Возможность устройства на работу и развития профессиональных навыков

• Возможность подработки во время учебы, что по современной жизни для многих актуально

Надо думать, кто и сколько будет платить за дополнительное образование. В первую очередь рассматриваем оплату за счет родителей. Но есть и другие варианты. Какие вопросы при этом надо решить?

• Определить перечень необходимых специальностей

• Сформировать пакет программ

• Подобрать преподавателей