Сборник материалов семинара «Проблемы довузовской подготовки в МГСУ», страница 12

• Получить лицензии на ДПО

Развивать дополнительно образование необходимо в двух направлениях: для учащихся и для преподавательского состава. Что можно предложить для учащихся?

1. Оператор ЭВМ

2. Специалист по компьютерной верстке

3. Делопроизводство

4. Администратор базы данных

5. Помощник руководителя

6. Оператор Интернета

7. Гувернер ( соц. работник по уходу за детьми)

8. Гувернер ( соц. работник по уходу за престарелыми)

9. Интерьвюер (для проведения социологических опросов)

10. Социальный работник

11 .Инструктор лечебной гимнастики

12. Массажист

Для преподавательского состава:

1. Социальный педагог

2. Повышение квалификации по предмету

3. Работа с детьми девиантного поведения

4. Организация досуга

Работа с наркозависимыми.


Старовойтова Лариса Ивановна

Начальник Учебно-методического управления МГСУ

ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вопросам организации и управления системой непрерывного образования посвящен ряд работ современных ученых и практиков. В числе авторов этих работ можно назвать М. Ш. Доветова, А. Д. Жижину, В. Иванова, И. Курамшина, С. А. Козлову, В. С. Лазарева, А. И. Михайлушкина, А. М. Новикова, Ф. Русинова и др. Однако существует ряд концептуальных положений, совокупность которых делает предложенную нами модель подготовки специалиста в некотором смысле отличной от всех.

Необходимо выделить следующие принципы организации и управления системой непрерывного социального образования, определяющие ее специфику:

1. Многоступенчатость.

Обучение в системе довузовского образования является первым этапом становления специалиста социальной сферы, которое в дальнейшем продолжается в системе высшего профессионального образования. Включение довузовского образования в профессиональное обеспечивается содержанием довузовских образовательных программ и технологией их реализации.

Таким образом, подготовка специалистов в рамках Системы непрерывного социального образования происходит в два этапа:

в системе довузовского образования;

• в системе высшего образования.

2. Целостность.

Данный принцип подразумевает реализацию функционального и содержательного взаимодействия систем довузовского и вузовского образования. Такое взаимодействие должно заключаться, прежде всего, в методическом руководстве вузом деятельностью системы довузовского образования, которое позволяет определить систему довузовского образования как начальный этап под готовки специалистов с высшим социальным образованием, обеспечивающий определенный уровень знаний, умений и навыков учащихся, способствующий формированию четких мировоззренческих позиций и осознанных профориентационных установок. Принцип целостности определяет целевую направленность системы довузовского образования, ее профессиональную ориентацию, ориентацию на конкретную специальность.

Следует выделить следующие основные направления методического руководства вузом:

• разработка довузовских учебных планов и рабочих программ;

• разработка критериев оценки уровня подготовки учащихся;

• разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки учащихся в области общеобразовательных дисциплин;

• разработка и рекомендация учебно-методических пособий, методических материалов по дисциплинам продвинутого учебного плана, методических рекомендаций для преподавателей;

• разработка рекомендаций по организации образовательного процесса и его совершенствованию;

• содействие в обеспечении образовательного процесса системы довузовского образования педагогическими кадрами необходимого уровня квалификации;

• содействие осуществлению образовательного процесса в соответствии с современными технологиями обучения.

3 Обязательность и вариативность.

Содержание образования Системы непрерывного социального образования должно состоять из двух компонентов. Первый - обязательный компонент, который является фундаментальным, “ядром” содержания образования. Второй компонент - вариативный - учитывает особенности региона, учреждения, реализующего образовательный процесс, его материально-техническую базу, уровень подготовленности учащихся, требования заказчика. Вариативный компонент обеспечивается разнообразием образовательных программ, разрабатываемых под заказчика, под конкретного “потребителя”.

4 Полная преемственность образовательных программ. Преемственность должна быть осуществлена между общеобразовательными и довузовскими, общеобразовательными и вузовскими, довузовскими и вузовскими образовательными программами. Такая троякая преемственность, определяемая авторами как полная, способствует становлению необходимого уровня образования, непрерывности развития социальной культуры, легкости перехода обучающегося на последующие ступени социального образования, отсутствию дублирования изучаемого материала. Имеет смысл также говорить о преемственности образования во времени на основе последовательного освоения образовательных программ. При создании системы довузовского образования появляется уникальная возможность осуществления на практике преемственности образовательных программ не только математических, общих естественно-научных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин, но и общепрофессиональных по специальности и специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего образования. Преемственность последних должна стать результатом совместного анализа вузовских профессиональных и общеобразовательных программ среднего образования.

Продвинутость образовательных программ довузовского образования.