Сборник материалов семинара «Проблемы довузовской подготовки в МГСУ», страница 2

Если подготовка по дополнительным программам в старших классах (курсах) общеобразовательного учреждения осуществляется на контрактной основе с частичной или полной оплатой обучения, то зачет результатов единых экзаменов возможен только при поступлении на контрактную форму обучения. Стоит также заметить, что участвовавшие в единых экзаменах, поступают в вуз не автоматически по результатам этих экзаменов. Абитуриент поступает в вуз на общих основаниях, т.е. результаты единых экзаменов участвуют в конкурсе.

Московский государственный социальный университет третий год проводит единые экзамены с рядом школ. К сожалению, подготовка выпускников в этих школах или колледжах осуществляется на контрактной основе, что исключает возможность зачета результатов единых экзаменов для поступления на бюджетную форму обучения. Многие выпускники этих школ обычно подают документы сразу на контактную форму обучения. Те кто хочет попробовать свои силы в общем конкурсе при поступлении на бюджетную форму обучения сдают вступительные экзамены вместе с остальными абитуриентами. С 2001 г. для выпускников Колледжа экономики и менеджмента МГСУ установлена 20% ежегодная скидка при оплате за обучение.


Переберина Наталья Викторовна,

преподаватель кафедры Социальной истории МГСУ

ЗАВТРА БУДЕТ ПОЗДНО!

Вопрос довузовской подготовки абитуриентов сегодня один из самых злободневных. Как показывает опыт, уровень подготовки большинства поступающих из года в год катастрофически падает. Настало время определиться — в корне пересмотреть характер подготовки на наших курсах, подумать о формах и методах преподавания. Едва ли “натаскивание” к поступлению в вуз — самая конструктивная задача. Полагаю, на наших занятиях мы должных воспитывать в каждом интерес к самостоятельной работе, вкус к логическому мышлению, культуре изложения полученных знаний. Для этого необходимо ясно сформулировать задачи нашей деятельности, разработать комплексную программу обучения, скоординировать тематические планы и рекомендации в смежных дисциплинах. Например, на занятиях по русскому языку широко используется практика написания диктантов, тексты которых бывают далеки от программы по литературе, выбираются педагогом достаточно произвольно (старые наработки, образцы диктантов из школьных учебников, хрестоматий). Вероятно, целесообразнее в большей степени согласовывать интересы обоих предметов: предлагать для написания отрывки из художественных произведений, разбираемых на занятиях по литературы, фрагменты критических статей, рецензий, отзывов наиболее известных и авторитетных литературоведов, философов, критиков, писателей. В этом случае закрепление пройденного материала было бы намного эффективнее и осмысленнее.

Содержание работы на “подкурсах” во многом обусловлено качеством подготовки будущих студентов в рамках средней школы. К сожалению, оскудение интеллектуального и духовного потенциала старшеклассников — факт известный. Потускнело золото и серебро на выпускных медалях. Дело в том, что последние “преобразования” в средней и высшей школе внесли свою лепту в этот процесс: они не только не обогащают содержательную часть процесса обучения, его качество, а как будто намерено усредняются. Так, увлечение компьютеризацией школьного образования, особенно в младших классах, ущербно сказывается на развитии духовного потенциала ребенка, его самостоятельности, притупляет его воображение, тормозит творческую активность. Серьезная опасность, на наш взгляд, и в неоправданном смещении приоритета в сторону “технократической” подготовки школьника, а затем и студента, за счет гуманитарных дисциплин. В ряде школ литература, история незаметно перемещаются в разряд необязательных, факультативно изучаемых предметов. В иных — занятия по этим предметам сведены до обидного минимума. Впрочем, и в высшей школе наблюдаются аналогичные тенденции. Даже тот жалкий (в часовом объеме) госстандарт, скажем, по истории и философии, произвольно сокращается, урезается руководителями отдельных институтов и кафедр. Трудно себе представить полноценного, всестороннего социального работника, блуждающего по истории своей страны, не знающего основ развития отечественной культуры, плохо ориентирующегося в началах философии.

Традиции отечественной школы, науки, воспитания веками формировались в неустанной заботе о духовном и нравственном становлении личности, ее гармоническом развитии. И в основе этого прогресса — глубокое знание своей истории, влюбленность в свою литературу, жажда философских знаний. Примат духовности — вот что выгодно отличало российского гражданина, независимо от избранной им профессии. Сегодня, в угоду господствующей в мире моде, мы готовы расстаться со всем, нажитым нашими предками, с опытом прошлого. В результате — все растущее нивелирование личности, утрата таких понятий, как гражданственность, любовь к своей земле, Родине, красота, личное достоинство, долг, ответственность.

Незнание своей истории, культуры, обрекают общество на умирание, забвение прошлого — залог утраты будущего.

Если мы действительно обеспокоены воспитанием полноценного гражданина, личности, всесторонне подготовленного специалиста в стенах нашего Университета, необходимо серьезно проанализировать реальное состояние учебно-воспитательного процесса, его содержательную сторону, как на “подкурсах”, так и в самом Университете, пересмотреть место и объем преподавания гуманитарных предметов, выработать конкретные предложения по изменению существующей практики, быть может, разработать новые стандарты по гуманитарным дисциплинам, достойные российского классического университета — МГСУ — и войти этой инициативой в соответствующие инстанции.


Климкина Екатерина Васильевна

руководитель Психолого-педагогической лаборатории Управления довузовской подготовки и профессиональной
ориентации МГСУ