К рельсовым средствам транспорта специального назначения относят вагонетки и платформы для перевозки противопожарных средств, вагонетки для взрывчатых материалов и др. В качестве локомотивов для рельсового вспомогательного транспорта применяют: по участковым выработкам – легкие аккумуляторные и контактные ( в негазовых шахтах) электровозы, гидровозы и дизелевозы; по главным откаточным выработкам – локомотив, которыми транспортируют основные грузы.
В последнее время на угольных шахтах получают распространение напочвенные канатные дороги, предназначенные для работы в выработках с углом наклона до 5 градусов, т.е. в тех случаях, когда невозможно применение обычных локомотивов и откатки концевыми канатами.
Для перевозки людей по горизонтальным выработкам применяют людские вагонетки с закрытыми торцовыми стенками и металлической крышей, имеющей надежный электрический контакт с рельсами через корпус и раму, необходимый для защиты людей от поражения током в случае обрыва контактного провода.
35. Безрельсовые средства вспомогательного транспорта [1, с. 317 - 320].
В качестве безрельсовых средств вспомогательного транспорта используют: обычные грузовые самоходные вагоны, в которых чаще всего на рудниках перевозят тяжелые буровые установки, оборудование зарядных станций и другие тяжелые грузы; самоходные грузо-людские вагонетки грузоподъемностью 1,5 и 3 т; специализированные самоходные машины грузоподъемностью до 5 т, предназначенные для механизированной доставки материалов, оборудования, дизельного топлива, перевозки людей, а также для выполнения погрузочно-разгрузочных, монтажно-демонтажных и других вспомогательных работ в подземных условиях.
Для перевозки людей грузовую платформу вагонеток оснащают сиденьями и съемной крышей. Предусмотрена возможность установки носилок с пострадавшими. Вагонетки оборудованы рабочими тормозами, воздействующими на все колеса. Стояночный тормоз действует на два колеса одного моста.
36. Канатно-подвесные дороги. Назначение. Области применения [1, с. 320 - 322].
Канатно-подвесные дороги, предназначенные для работы в подземных выработках, бывают двух типов: одноканатные – с тягово-несущим канатом и двухканатные – с тяговым и несущим канатами.
Одноканатные дороги состоят из замкнутого каната, к которому крепятся кресла-сиденья для людей или пакеты с грузом массой до 200 кг. Канат огибает приводной и натяжной шкивы и поддерживается промежуточными роликоопорами, закрепленными на кронштейнах у кровли выработки.
Двухканатные подвесные дороги предназначаются для перевозки материалов и оборудования по конвейерным, вентиляционным и аккумулирующим штрекам, а также по другим выработкам с углом наклона до 15 градусов.
Для облегчения подъема и опускания транспортируемых грузов грузовые тележки оборудованы ручными червячными лебедками. При работе в выработках с углом наклона более 6 градусов одну из грузовых тележек оборудуют парашютом, улавливающим состав при обрыве тягового каната или при превышении допустимой скорости движения.
37. Монорельсовые дороги. Назначение. Схемы возможного расположения подвижного состава относительно монорельса [1, с. 322 - 330].
Шахтные монорельсовые дороги предназначены для перевозки вспомогательных грузов и людей главным образом в тех выработках, в которых затруднена или невозможна работа других средств транспорта, а именно по участковым безрельсовым и конвейеризированным выработкам, особенно с дующей почвой, имеющим исправления в плане, переменный угол наклона и малые поперечные размеры. Монорельсовые установки применяют также на поверхности шахт, на складах и в гидрошахтах.
В зависимости от расположения центра тяжести подвижного состава относительно опорной поверхности монорельсового пути различают подвесные и навесные монорельсовые установки. Подвесные установки обладают большей устойчивостью, так как цент тяжести их подвижного состава расположен ниже опорной поверхности, а у навесных установок – выше опорной поверхности, поэтому последние требуют применения дополнительных стабилизирующих роликов.
Смотреть рис. 9.
38. Грузо-людские конвейеры. Целесообразная дальность перевозки людей [1, с. 330 - 332].
Перевозка людей конвейерами целесообразна, если на шахте имеется возможность организации ее без пересадок по горизонтальным и слабонаклонным (до 7 градусов) выработкам на расстоянии более 200 м.
В качестве транспортных средств для этой цели применяют специально оборудованные грузолюдские ленточные конвейеры, позволяющие перевозить людей в обе стороны. Конвейеры, предназначенные для перевозки людей, оборудуют площадками для посадки и схода людей; автоматическими отключающими устройствами, предотвращающими проезд людьми площадок схода; устройствами, позволяющими экстренно остановить конвейер с любого места по его длине; устройствами, предупреждающими о подъезде людей к площадке схода; ловителями, удерживающими ленту в случае ее обрыва, и другими средствами безопасности, предусмотренными требованиями безопасности при перевозке людей ленточными конвейерами.
39. Оборудование концевой канатной откатки [1, с. 332 - 335].
К оборудованию концевой канатной откатки относят рельсовый путь, одно - или двухбарабанные лебедки или малые подъемные машины, тяговые канаты, прицепные и предохранительные устройства, поддерживающие и отклоняющие ролики, оборудование заездов и подвижной состав.
40. Организация вспомогательного транспорта [1, с. 337 - 338].
Организация вспомогательного транспорта на шахте заключается в оперативно-техническом планировании, контроле и учете выполнения плана и в управлении работой вспомогательного транспорта.
Планирует работу вспомогательного транспорта руководящий состав транспортных участков, согласуя планы с руководящим составом технологических цехов. Контроль выполнения плана и оперативное управление работой транспорта производит диспетчерская служба.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.