Автосамосвалы с пневматическим приводом (рис. 18) предназначены для работы в комплексе с погрузочными машинами прямой погрузки в подэтажных выработках рудных шахт.
Грузоподъемность таких машин (5 т) ограничивается мощностью привода (не более 30 л. с); скорость передвижения до 7 км/ч; емкость кузова до 1,5 Кузов разгружается опрокидыванием на три стороны. Система поворота с двумя управляемыми колесами (см. рис. 15, а).
Автомобили с разгрузкой кузова выталкиванием (см. рис. 13, б) имеют устройство двигателя и шасси такое же, как и самосвалы с опрокидным кузовом. Основные параметры машин: емкость кузова 7—23 м3; грузоподъемность 15— 40 т; масса 14—26 т; мощность двигателя 145—290 л. с; максимальная скорость 20—46 км/ч; радиус поворота по внутреннему габариту 2,1—3,9 м, по наружному — 6,1—8,4 м; высота 1,76—2,54 м; преодолеваемый уклон 11—16°.
Автомобили с конвейерной разгрузкой кузова (рис. 19) выпускаются двух-, трех- и четырехосными; подвеска жесткая или балансирная, привод дизельный или электрический с кабельным или троллейным энергоснабжением; управление движения с помощью двух или четырех управляемых колес. Основные параметры машин: емкость кузова 3,4—11,6 м3; грузоподъемность 5,5— 20 т; масса 5,8—21,7 т; мощность двигателей 13—120 л. с; скорость движения с грузом 2,7—10 км/ч.
Машины с дизельным приводом для вспомогательных работ: доставки материалов и оборудования, механизации погрузочно-разгрузочных работ, ремонта машин, оборки кровли, крепления и заряжания шпуров, доставки горюче-смазочных материалов — выпускаются одноцелевыми, двухцелевыми и многоцелевыми.
На рис. 20 изображена схема многоцелевой машины в виде одноосного тягача, шарнирносочлененного с приводным полуприцепом. На раме тягача монтируют дизельный двигатель, нейтрализатор выхлопных газов, трансмиссию, насос отбора "мощности для привода вспомогательных механизмов. Шарнир позволяет перемещаться полурамам друг относительно друга вокруг вертикальной и продольной оси машины, что обеспечивает высокую проходимость и маневренность. Платформа может быть переоборудована в кран грузоподъемностью 3 т (рис. 20, а); фургон для перевозки людей (рис. 20, б) вместимостью 14 чел.; в машину для доставки топлива (рис. 20, в), для осмотра, оборки и торкретирования кровли выработок (рис. 20, г), для погрузки, транспортирования и раскладки по горным выработкам труб (рис. 20, д), для установки труб на кронштейны и их демонтажа (рис. 20, е), для доставки, укладки на кронштейны и демонтажа электрических кабелей (рис. 20, ж), для погрузки горной массы и зачистки почвы (рис. 20, з).
Мощность двигателя машины 75 л. с, грузоподъемность 4 т, скорость движения до 25 км/ч, преодолеваемый уклон до 15°, минимальный радиус по внутреннему габариту 2,34 м, по наружному габариту 4,3 м, масса 6,5 т, исполнение взрывобезопасное.
Недостатки многоцелевых машин: большие потери времени на перемонтаж оборудования грузовой платформы, поэтому применяются одноцелевые или двухцелевые машины: платформы для перевозки тяжелых материалов и оборудования, автомобили для перевозки людей, каретки для оборки и крепления кровли и т. д.
В связи с уменьшением числа рабочих на подземных работах, сложностью передвижения в шахтах и необходимостью высоких скоростей перемещения основным направлением развития средств самоходного транспорта для людей стало создание средств персонального транспорта. Такие машины имеют два-три сиденья и место для перевозки грузов 0,5—1,0 т и инструмента. Они предназначены для лиц технического надзора и рабочих, занятых централизованным обслуживанием механизмов подземных участков.
8. Шахтные автомобильные дороги
По назначению различают дороги (рис. 21): транспортных выработок (вскрывающих наклонных съездов, квершлагов, основных штреков); погрузочно-транспортных выработок; буровых подэтажных выработок; вспомогательных выработок (горизонтальных и наклонных). Устройство дорог показано на рис. 22, а параметры их даны в табл. 1.
Выработок (горизонтальных и наклонных). Устройство дорог показано на рис. 21, а параметры в табл.1. устраивают тротуар шириной а = 800 мм (рис.22) и высотой 200—300 мм. Ширина проезжей части 1
A = d + l,5δ + 12 v, мм, (1)
где d — ширина машины, мм; δ — ширина профиля покрышки, мм; v — скорость движения машины, км/ч.
На поворотах проезжая часть уширяется на
∆B = (RН — RBH) — d, мм, (2)
где RH и RBH — радиусы поворота по наружному и внутреннему габариту, мм.
Водоотливную канавку располагают посередине проезжей части или чаще сбоку. Искусственное покрытие в погрузочно-транспортных заездах (см. рис. 21) не предусматривается, выполняется лишь планировка и подсыпка почвы рудной мелочью.
Для безопасности работы машиниста сбоку выработки устраивают тротуар из деревянных брусьев высотой 20 см. В отдельных случаях при слабой почве заезды бетонируют и армируют рельсами или металлической сеткой 150х150 мм. Скорость движения машин по спланированному основанию 12—15 км/ч, а по неровной скальной почве 6—8 км/ч. Самоходные машины перемещаются по подэтажным выработкам периодически: при проходке, изменении положения буровой каретки, при доставке людей, материалов, инструмента. Искусственного покрытия выработок не требуется, в связи с чем выполняется лишь планировка почвы. Скорость движения машин не превышает 6—12 км/ч. Искусственное покрытие дорог во вспомогательных выработках обычно не делают, однако при высокой интенсивности движения выполняется покрытие типа I (табл. 1). Исправность дорог обеспечивается комплексом ежедневного обслуживания, текущего и капитального ремонта полотна.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.