Отечественной промышленностью выпускаются погрузочно-транспортные машины ПТ-4 и ПТ-6, имеющие вместимость ковша соответственно 0,2 и 0,5 м3 и грузоподъемность кузова 4 и 6 т. Машины оборудованы системой пылеподавления, обеспечивающей орошение водой горной массы при внедрении ковша
и его разгрузке в кузов.
Погрузочно-транспортные машины с ковшом и кузовом выпускают фирмы «Эймко» (США), «Атлас Копко» (Швеция) и др.
3. Автосамосвалы и самоходные вагоны
Большинство подземных автосамосвалов имеют шарнирно-сочлененную раму. На передней полураме смонтирован тягач, на задней — полуприцеп с опрокидным кузовом, что обеспечивает поворот тягача относительно полуприцепа на 45° в обе стороны и прохождение кривых в плане радиусом 7—8 м. Подземные автосамосвалы оборудованы дизельным двигателем с системой двойной очистки отработавших газов, гидромеханической трансмиссией, гидроусилителем рулевого управления, а также упругой пневмогидравлической подвеской.
Отечественной промышленностью выпускается подземный автосамосвал МоАЗ-6401 (рис. 7) грузоподъемностью 20 т с дизельным двигателем мощностью 140 кВт. Коробка передач гидромеханической трансмиссии обеспечивает четыре скорости движения вперед и четыре назад, максимальная скорость перемещения автосамосвала 35 км/ч, эксплуатационная с полной нагрузкой 12 км/ч по горизонтали, на уклоне 8—10° — 4— 6 км/ч.
Начато производство новой конструкции автосамосвала МоАЗ-7406-9686 грузоподъемностью 22 т, разрабатывается отечественный подземный автосамосвал грузоподъемностью 35 т.
За рубежом подземные автосамосвалы производят многие фирмы. Так, фирма «Гутехоффнунгсхютте» (ФРГ) выпускает четыре модели автосамосвалов грузоподъемностью 12, 20, 40 и 55 т, фирма «Керуна Трак» (Швеция) —две основные модели грузоподъемностью 21 и 42 т. Производят автосамосвалы также фирмы «Джой» и «Эймко» (США), АНФ и «Блоу Нокс» (Франция) и др. Фирма «Вагнер» выпускает автосамосвалы грузоподъемностью 15—35 т с телескопической выдвигающейся
частью кузова, которые по сравнению с автосамосвалами с опрокидным кузовом обеспечивают малую высоту разгрузки, но имеют больший коэффициент тары.
По зарубежным данным, целесообразно использование автосамосвалов не только для доставки руды по горизонтальным и наклонным выработкам от забоя до рудоспуска или околоствольного двора, но и по наклонным стволам на поверхность при глубине до 300 м (при большей глубине более рационален скиповой подъем).
Применяемые в отечественной и зарубежной практике однокузовные подземные автосамосвалы предназначены для транспортирования горной массы по выработкам сечением не менее 14—16 м2. Институтом НИПИгормаш разработана конструкция шахтного автопоезда (АШ75) грузоподъемностью 75 т с поперечными габаритными размерами 2,2X2 м, что позволяет его использовать в выработках сечением от 10 м2 и более. Автопоезд состоит из двух тягачей и пяти однотипных грузовых вагонов грузоподъемностью по 15 т, разгружающихся опрокидыванием набок в любую сторону. Привод автопоезда дизель-электрический (дизель мощностью 140 кВт и генератор постоянного тока 215 кВт), все 12 мотор-колес поезда выполнены приводными со встроенными электродвигателями мощностью по 45 кВт.
Автопоезд предназначен для доставки руды на промежуточных горизонтах от пунктов погрузки до капитальных рудоспусков на расстояние до 1,5 км.
Конструктивной особенностью самоходных вагонов является наличие в кузове донного скребкового конвейера, служащего для распределения горной массы по кузову при загрузке вагона с одного края и для разгрузки с передачей горной массы в бункер, на конвейер и т. д. Недостатками самоходных вагонов являются интенсивный износ кузова и донного скребкового конвейера, особенно при доставке крепких и абразивных руд, длительное время разгрузки (до 2—3 мин). Основной областью применения самоходных вагонов являются их использование при разработке калийных руд в комплексе с проходческо-добычным комбайном и бункером-перегружателем, предназначенным для аккумулирования руды и безостановочной работы комбайна при челноковом движении самоходного вагона.
Самоходный вагон (рис. 8) состоит из самоходного шасси, обычно четырехколесного, со всеми ведущими и всеми управляемыми колесами, кузова со скребковым конвейером, привода, трансмиссии и органов управления.
Привод самоходного вагона может быть электрическим с питанием по кабелю или дизельным. Отечественные самоходные вагоны имеют электрический привод с двигателями постоянного тока с последовательным возбуждением или переменного тока с асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором и повышенным скольжением (до 14%). В процессе движения вагона питающий кабель сматывается или наматывается на кабельный барабан, снабженный кабелеукладчиком, обеспечивающим постоянное натяжение и равномерную навивку кабеля на барабан.
Каждая бортовая пара колес приводится от самостоятельного электродвигателя через механическую трансмиссию, включающую в себя редукторы и карданные валы, на каждое колесо. Рулевое управление снабжено гидроусилителем поворота обеих пар колес.
Движение на приводной вал донного скребкового конвейера передается через редуктор от самостоятельного электродвигателя. Включение и выключение конвейера производят фрикционной муфтой. Скребковый конвейер имеет две пластинчатые цепи, шаг скребков 400—500 мм, скорость движения 0,2—0,3 м/с.
Отечественные вагоны типа ВС согласно типажному ряду имеют грузоподъемность 5, 10, 15, 20 и 25 т. Наибольшее распространение на калийных шахтах получили вагоны 5ВС-15РВ (пятая модель вагона самоходного грузоподъемностью 15 т в рудничном взрывобезопасном исполнении) и вагон 5ВС-15М (модернизированный). Эти вагоны преодолевают уклон до 15°, длина их доставки до 200 м, производительность 450—800 т/смену. Разрабатывается самоходный вагон с электрическим приводом грузоподъемностью 25 т.
За рубежом самоходные вагоны с дизельным и электрическим приводом выпускают фирмы «Джой» (США) и «Зальцгиттер» (ФРГ).
4. Погрузочные машины
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.