Общие сведения и классификация самоходных машин. Погрузочно-транспортные машины. Автосамосвалы и самоходные вагоны. Погрузочные машины. Шахтный автомобильный транспорт, страница 3

В шахтных условиях срок службы шин составляет от 300 до 600 мото-ч, при этом эксплуатационные расходы на пневмошины достигают 50 % общих эксплуатационных расходов на эксплуатацию машин. Основной причиной выхода из строя пневмошин являются порывы протектора и корда вследствие пробуксовки колес на неровной абразивной почве или наезда на острые куски крепких пород. С целью увеличения долговеч­ности шин и предохранения протектора от износа применяют защитные цепи, позволяющие увеличить в несколько раз срок службы шин.

В погрузочно-транспортных машинах с шарнирно-сочлененной рамой применяют гидравлическое рулевое управление, включающее в себя рулевую колонку, рулевой механизм с рас­пределителем золотникового типа и два (левый и правый) ги­дроцилиндра поворота.

Тормозная система погрузочно-транспортной машины вклю­чает в себя рабочие колодочные или дисковые тормоза с пнев­матическим или гидравлическим приводом и стояночный тор­моз, выполненный отдельно с затормаживающими элементами трансмиссии или совмещенным с основным рабочим тормозом.

Погрузочный орган погрузочно-транспортной машины состоит из ковша, стрелы, шарнирно-рычажной системы, гидроци­линдров подъема стрелы с ковшом и гидроцилиндров поворота ковша на стреле. Управление процессом черпания и подъема ковша осуществляется машинистом или в автоматическом режиме с помощью гидравлических или электрических приводов в цепи системы управления.

Кабину выполняют в виде открытой каркасной конструкции со съемным ограждением или с дугой безопасности для маши­ниста в случае опрокидывания машины, или закрытой конструк­ции со съемной верхней частью.

Отечественной промышленностью согласно типажному ряду разработаны и выпускаются ковшовые погрузочно-транспортные машины типа ПД (рис. 3): ПДЗ, ПД5, ПД8 и ПД12 (цифра указывает грузоподъемность машины в тоннах). Все машины оборудованы дизельным двигателем с водяным охлаж­дением, шарнирно-сочлененной рамой с углом поворота полурам в горизонтальной плоскости до 40°, гидромеханической трансмиссией. Мощность двигателя машины 90—185 кВт, соб­ственная масса 11—28 т, максимальная скорость движения 20— 30 км/ч, вместимость основного ковша 1,5—6 м3 (основной ковш рассчитан на погрузку горной массы плотностью 2 т/м3, смен­ные ковши — для горной массы большей или меньшей плот­ности).

 


Кроме выполнения основных операций по погрузке и тран­спортированию горной массы при ведении очистных и подгото­вительных работ погрузочно-транспортные машины используют на вспомогательных операциях по зачистке почвы выработок, доставке в ковше различных грузов, прокладке дорог и т. д.

Ковшовые погрузочно-транспортные машины выпускаются многими зарубежными фирмами. Эти машины имеют ковши вместимостью от 0,8 до 10 м3, мощность дизельного двигателя от 28 до 300 кВт. На многих зарубежных машинах установлены дизельные двигатели «Дейц» (ФРГ) с воздушным охлаждением и «Катерпиллер» (США) с водяным охлаждением.

Так, фирмы «Эймко» и «Вагнер» (США) выпускают соответственно пять и семь типоразмеров ковшовых погрузочно-транспортных машин, фирма «Гутехоффнунгсхютте» (ФРГ) семь типоразмеров. Погрузочно-транспортные машины производят также фирмы «Тамрок» (Финляндия), «ФрансЛодер» (Франция), «Джарвис Кларк» (Канада), «Атлас Копко» (Швеция) и др.

Некоторые фирмы изготавливают машины не только с фрон­тальной, но и с боковой разгрузкой ковша, а также с ковшами, снабженными выдвижной задней стенкой. Например, фирмы «Интерсон Ранд» и «С энд С Корпорейшн» (США) производят погрузочно-транспортные машины с электрическим приводом и аккумуляторным питанием (рис. 4). В этих машинах, пред­назначенных для угольных шахт, ковш вместимостью 4,5—6 м3 разгружается выталкиванием груза с помощью щита, управ­ляемого гидроцилиндром.

 


Фирма «Атлас Копко» (Швеция) выпускает машины, обору­дованные двумя ковшами общей вместимостью 3 м3 (рис. 5). Ковши смонтированы друг над другом. В транспортном неза­груженном положении верхний ковш 1 размещается в нижнем 2. При погрузке сначала заполняют верхний ковш, расположен­ный внутри нижнего, затем верхний ковш поднимают в тран­спортное положение выше нижнего, заполняют нижний ковш и поднимают его в транспортное положение до упора в верхний ковш. Такая конструкция машины обеспечивает значительно большую производительность по сравнению с машиной с одним ковшом, вместимость которого равна вместимости нижнего ковша двухковшовой погрузочно-транспортной машины.

Некоторые зарубежные машины, например фирмы «Тамрок» (Финляндия), оборудованы системой дистанционного радиоуправления, которая позволяет на расстоянии до 100 м управ­лять машиной в опасных забоях без присутствия там людей.

В последнее время рядом фирм начат выпуск электрических ковшовых погрузочно-транспортных машин, у которых привод­ные двигатели постоянного или переменного тока питаются по кабелю длиной 150—200 м. Хотя маневренность таких машин ухудшается, однако они обладают такими существенными до­стоинствами, как значительно меньшие расходы на вентиляцию в связи с отсутствием выхлопных газов, их обслуживание и ре­монт проще и дешевле.

Самоходные погрузочно-транспортные машины с ковшом и грузонесущим кузовом (типа ПТ) применяют в основном при проведении подготовительно-нарезных выработок. Эти машины обычно имеют пневматический привод, что обусловлено приме­нением единого с буровыми установками вида энергии.

 


На рис. 6 показана погрузочно-транспортная машина с ковшом и аккумулирующим кузовом. Она состоит из погру­зочного органа 1 с ковшом, ходовой части 2, аккумулирующего кузова 3 и системы управления 4. Ковш закреплен на рукояти 5 и поднимается пластинчатой цепью 6, приводом которой служит поршневой пневмодвигатель с планетарным редуктором. При разгрузке в верхнем положении ковша рукоять взаимодействует с пакетом отбойных рессор 7.

Бункер разгружается опрокидыванием назад с помощью пневмоцилиндра, при этом одновременно откидывается задний борт 8.