В шахтных условиях срок службы шин составляет от 300 до 600 мото-ч, при этом эксплуатационные расходы на пневмошины достигают 50 % общих эксплуатационных расходов на эксплуатацию машин. Основной причиной выхода из строя пневмошин являются порывы протектора и корда вследствие пробуксовки колес на неровной абразивной почве или наезда на острые куски крепких пород. С целью увеличения долговечности шин и предохранения протектора от износа применяют защитные цепи, позволяющие увеличить в несколько раз срок службы шин.
В погрузочно-транспортных машинах с шарнирно-сочлененной рамой применяют гидравлическое рулевое управление, включающее в себя рулевую колонку, рулевой механизм с распределителем золотникового типа и два (левый и правый) гидроцилиндра поворота.
Тормозная система погрузочно-транспортной машины включает в себя рабочие колодочные или дисковые тормоза с пневматическим или гидравлическим приводом и стояночный тормоз, выполненный отдельно с затормаживающими элементами трансмиссии или совмещенным с основным рабочим тормозом.
Погрузочный орган погрузочно-транспортной машины состоит из ковша, стрелы, шарнирно-рычажной системы, гидроцилиндров подъема стрелы с ковшом и гидроцилиндров поворота ковша на стреле. Управление процессом черпания и подъема ковша осуществляется машинистом или в автоматическом режиме с помощью гидравлических или электрических приводов в цепи системы управления.
Кабину выполняют в виде открытой каркасной конструкции со съемным ограждением или с дугой безопасности для машиниста в случае опрокидывания машины, или закрытой конструкции со съемной верхней частью.
Отечественной промышленностью согласно типажному ряду разработаны и выпускаются ковшовые погрузочно-транспортные машины типа ПД (рис. 3): ПДЗ, ПД5, ПД8 и ПД12 (цифра указывает грузоподъемность машины в тоннах). Все машины оборудованы дизельным двигателем с водяным охлаждением, шарнирно-сочлененной рамой с углом поворота полурам в горизонтальной плоскости до 40°, гидромеханической трансмиссией. Мощность двигателя машины 90—185 кВт, собственная масса 11—28 т, максимальная скорость движения 20— 30 км/ч, вместимость основного ковша 1,5—6 м3 (основной ковш рассчитан на погрузку горной массы плотностью 2 т/м3, сменные ковши — для горной массы большей или меньшей плотности).
Кроме выполнения основных операций по погрузке и транспортированию горной массы при ведении очистных и подготовительных работ погрузочно-транспортные машины используют на вспомогательных операциях по зачистке почвы выработок, доставке в ковше различных грузов, прокладке дорог и т. д.
Ковшовые погрузочно-транспортные машины выпускаются многими зарубежными фирмами. Эти машины имеют ковши вместимостью от 0,8 до 10 м3, мощность дизельного двигателя от 28 до 300 кВт. На многих зарубежных машинах установлены дизельные двигатели «Дейц» (ФРГ) с воздушным охлаждением и «Катерпиллер» (США) с водяным охлаждением.
Так, фирмы «Эймко» и «Вагнер» (США) выпускают соответственно пять и семь типоразмеров ковшовых погрузочно-транспортных машин, фирма «Гутехоффнунгсхютте» (ФРГ) семь типоразмеров. Погрузочно-транспортные машины производят также фирмы «Тамрок» (Финляндия), «ФрансЛодер» (Франция), «Джарвис Кларк» (Канада), «Атлас Копко» (Швеция) и др.
Некоторые фирмы изготавливают машины не только с фронтальной, но и с боковой разгрузкой ковша, а также с ковшами, снабженными выдвижной задней стенкой. Например, фирмы «Интерсон Ранд» и «С энд С Корпорейшн» (США) производят погрузочно-транспортные машины с электрическим приводом и аккумуляторным питанием (рис. 4). В этих машинах, предназначенных для угольных шахт, ковш вместимостью 4,5—6 м3 разгружается выталкиванием груза с помощью щита, управляемого гидроцилиндром.
Фирма «Атлас Копко» (Швеция) выпускает машины, оборудованные двумя ковшами общей вместимостью 3 м3 (рис. 5). Ковши смонтированы друг над другом. В транспортном незагруженном положении верхний ковш 1 размещается в нижнем 2. При погрузке сначала заполняют верхний ковш, расположенный внутри нижнего, затем верхний ковш поднимают в транспортное положение выше нижнего, заполняют нижний ковш и поднимают его в транспортное положение до упора в верхний ковш. Такая конструкция машины обеспечивает значительно большую производительность по сравнению с машиной с одним ковшом, вместимость которого равна вместимости нижнего ковша двухковшовой погрузочно-транспортной машины.
Некоторые зарубежные машины, например фирмы «Тамрок» (Финляндия), оборудованы системой дистанционного радиоуправления, которая позволяет на расстоянии до 100 м управлять машиной в опасных забоях без присутствия там людей.
В последнее время рядом фирм начат выпуск электрических ковшовых погрузочно-транспортных машин, у которых приводные двигатели постоянного или переменного тока питаются по кабелю длиной 150—200 м. Хотя маневренность таких машин ухудшается, однако они обладают такими существенными достоинствами, как значительно меньшие расходы на вентиляцию в связи с отсутствием выхлопных газов, их обслуживание и ремонт проще и дешевле.
Самоходные погрузочно-транспортные машины с ковшом и грузонесущим кузовом (типа ПТ) применяют в основном при проведении подготовительно-нарезных выработок. Эти машины обычно имеют пневматический привод, что обусловлено применением единого с буровыми установками вида энергии.
На рис. 6 показана погрузочно-транспортная машина с ковшом и аккумулирующим кузовом. Она состоит из погрузочного органа 1 с ковшом, ходовой части 2, аккумулирующего кузова 3 и системы управления 4. Ковш закреплен на рукояти 5 и поднимается пластинчатой цепью 6, приводом которой служит поршневой пневмодвигатель с планетарным редуктором. При разгрузке в верхнем положении ковша рукоять взаимодействует с пакетом отбойных рессор 7.
Бункер разгружается опрокидыванием назад с помощью пневмоцилиндра, при этом одновременно откидывается задний борт 8.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.