5 (см. рис 11) и удлиненного шатуна б, образующего нагребающую лапу. Снизу лапы на ее верхнем нерабочем конце имеется паз, в который входит ролик, закрепленный на вертикальной оси на плите 4. При вращении кривошипа 5 шатун 6 своим пазом движется по ролику, что обеспечивает определенную траекторию движения рабочего конца лапы. При погрузке каждая лапа, внедряясь в штабель, нагребает горную массу на плиту, далее перемещает груз по плите до скребкового конвейера 3, Каждая нагребающая лапа приводится в движение через индивидуальные редуктор и двигатель.
Привод скребкового конвейера осуществляется от двух двигателей через карданные валы. На конвейере применяют пластинчатую цепь с универсальными шарнирами, благодаря которым цепь может изгибаться в двух плоскостях.
Поворот хвостовой части конвейера в вертикальной и горизонтальной плоскостях осуществляется с помощью гидроцилиндров, питаемых от маслостанции, размещенной на машине.
Все выпускаемые отечественной промышленностью погрузочные машины с нагребающими лапами типа ПНБ (П — погрузчик, Н — непрерывного действия, Б — бокового захвата) делятся на четыре класса, обозначенные цифрами.
Машины 1ПНБ1 и 2ПНБ2 обеспечивают производительность соответственно 1,25 и 2,0 м3/мин, их применяют в основном при проведении выработок и погрузке горной массы с коэффициентом крепости = 610 по шкале проф. М. М. Протодьяконова.
Машины ПНБЗК и ПНБЗД, отличающиеся между собой только кинематической схемой привода нагребающих лап, обеспечивают техническую производительность 4 м3/мин, их применяют для погрузки породы и руды с максимальным размером куска до 600 мм и коэффициентом крепости =1214.
Наиболее мощная отечественная погрузочная машина ПНБ4 обеспечивает техническую производительность 6 м3/мин, размер отдельных погружаемых кусков до 800 мм.
Описанные выше погрузочные машины с нагребающими лапами не обеспечивают высокой надежности и долговечности при погрузке крупнокусковой абразивной горной массы, поэтому их более целесообразно использовать при погрузке относительно мягких руд на очистных работах и пород на подготовительных работах.
Разрабатываются более совершенные погрузочные машины с нагребающими лапами. Фирма «Хэглунд» (Швеция) производит погрузочные машины с нагребающими лапами (рис .12), исполнительный орган которых включает подъемную раму 2 с двумя поворотными рычагами 1. На последних шарнирно закреплены две нагребающие лапы 6. Рама 2, рычаги ) и лапы 6 приводятся в движение от гидроцилиндров. На погрузочной машине смонтирован перегрузочный скребковый конвейер 3, приемная часть которого снабжена управляемыми от гидроцилиндров поворотными закрылками 5. Механизм перемещения машины 4 выполняют гусеничным или колесно-рельсовым.
В процессе погрузки нагребающие лапы 3 перемещаются в вертикальной плоскости вперед и назад, вместе с рычагами 1 могут поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол 90°. Обе лапы работают синхронно в автоматическом режиме или могут работать независимо одна от другой. Закрылки 5 обеспечивают при движении машины подгребание горной массы к забою, выполняя роль отвала бульдозера.
Погрузочная машина с рабочим органом такой конструкции обеспечивает надежную погрузку крупнокусковой скальной горной массы при проведении подготовительных выработок.
5. Шахтный автомобильный транспорт. Общие сведения
Автомобили классифицируют:
по назначению — для перевозки: мягких пород (уголь, сланцы, соль, гипс и т. п.); абразивных пород (руды цветных металлов и черных металлов, скальные породы); оборудования; материалов; людей; для выполнения вспомогательных работ: оборки кровли, крепления и заряжания шпуров; дорожных и строительных ремонтных работ;
по грузоподъемности — легкие (до 5 т); средние (5—15 т); тяжелые (свыше 15 т);
по величине максимальной скорости передвижения — тихоходные (до 10 км/ч); быстроходные (10—45 км/ч);
по конструкции грузонесущего кузова — самосвалы с опрокидным кузовом (рис. 13, а); самосвалы с телескопическим кузовом (разгружающиеся выталкиванием — рис. 13, б); самоходные вагоны (с донным конвейером — рис. 13, в);
по типу привода — дизельный; электрический (питание от аккумуляторной батареи или посредством кабеля); пневматический (питание посредством шланга);
по исполнению — рудничное нормальное; рудничное взрывобезопасное.
Автомобили перевозят любые грузы крупностью до 0,6—1 м. Производительность машины зависит от расстояния перевозки: для кабельных 500— 400 т/смену при расстояниях 300—500 м, для пневматических 150— 100 т/смену при 25—100 м, для дизельных 1200—800 т/смену при 800—1000 м. Предельные углы подъема дорог до 12—28° (обычно 8°). Минимальные радиусы поворота 5—10 м. Минимальная высота выработок 0,8 м для машин с донным конвейером, — 1,8 м для самосвалов с разгрузкой выталкиванием, — 3,2 м для самосвалов с разгрузкой опрокидыванием.
Достоинства автотранспорта: высокая маневренность, отсутствие стационарного транспортного оборудования в выработках (рельсы, лебедки, канаты и т. п.), большая производительность погрузочного оборудования (погрузочные машины, экскаваторы). Недостатки: высокая стоимость, сложность конструкции, трудоемкость ремонта, быстрый износ шин. Дизельные машины требуют устройства заправочных и ремонтных пунктов, выполнения мероприятий по обезвреживанию отработанных газов.
Самоходные вагоны с донным конвейером — главный вид забойного транспорта на угольных шахтах США. В СССР применяются в небольших количествах как средство транспорта из очистных забоев при разработке соли, гипса, сланца и т. п., при проходке выработок.
Самосвалы с телескопическим кузовом в небольших количествах применяются за рубежом как средство забойного транспорта при разгрузке соли, сланца и т. п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.