1. Общие сведения и классификация самоходных машин
Самоходные машины по функциональным признакам разделяют на погрузочные, погрузочно-транспортные и транспортные.
Погрузочные машины предназначены для зачерпывания разрыхленной горной массы рабочим органом, ее подъема на определенную высоту и перегрузки в различные транспортные установки.
Погрузочно-транспортные машины производят зачерпывание горной массы, ее транспортирование на некоторое расстояние и перегрузку в транспортные установки, рудоспуск или бункер.
Самоходные транспортные машины (автосамосвалы и самоходные вагоны) предназначены только для перемещения горной массы. Для загрузки самоходных транспортных машин используют различные погрузочные машины и установки.
Самоходные машины можно классифицировать по следующим основным конструктивным признакам:
по конструкции ходового механизма — с пневмошинным, которым оснащено большинство погрузочно-транспортных и транспортных машин, и значительно реже, с гусеничным и колесно-рельсовым, которыми оснащены только некоторые типы погрузочных машин;
по типу привода — с дизельным, электрическим (с питанием от аккумуляторных батарей или по кабелю) и пневматическим, питаемым по рукаву;
по конструктивному выполнению рамы — с жесткой и шарнирно-сочлененной рамой (большинство погрузочно-транспортных и транспортных самоходных машин выполнено с шарнирно-сочлененной рамой).
Достоинства самоходных погрузочно-транспортных и транспортных машин: высокая производительность и мобильность (машин с дизельным приводом), что позволяет увеличить коэффициент их использования за счет сокращения времени на перегоны машины между забоями; способность транспортирования крупнокусковых скальных грузов; возможность преодоления больших подъемов (до 15°);небольшие радиусы поворота машины (минимально 5—10 м); универсальность, обеспечивающая использовать одни и те же машины на подготовительных, очистных и вспомогательных работах; облегчение труда горнорабочих и повышение культуры производства.
Недостатки самоходных погрузочно-транспортных и транспортных машин: сложность изготовления и высокая стоимость; большие эксплуатационные затраты в связи с быстрым износом шин и значительным расходом воздуха на вентиляцию при использовании машин с дизельным приводом; увеличенное сечение выработок для перемещения крупногабаритных транспортных машин.
Несмотря на недостатки, внедрение самоходного оборудования способствует повышение производительности труда, снижению себестоимости добычи и повышению безопасности ведения горных работ.
Применение самоходного оборудования на отечественных рудных шахтах позволило повысить производительность труда забойного рабочего на очистных работах в 1,5—2,5 раза, на проведении выработок — в 3—4 раза, сократить объем подготовительно-нарезных работ на 1000 т добытой руды по сравнению со скреперной доставкой в 1,5—2 раза, повысить энерговооруженность труда в 2—3 раза, снизить себестоимость руды на 10—25%.
Эффективность самоходного оборудования значительно увеличивается, если использовать рациональные наборы самоходных машин или самоходные комплексы, обеспечивающие механизацию основных (включая бурение) и вспомогательных процессов при ведении очистных и подготовительных работ.
Рациональная область применения самоходных комплексов определяется в основном конструкцией и параметрами погрузочно-транспортной или транспортной машины, входящей в комплекс.
Самоходные машины наибольшее распространение получили в горнорудной промышленности при добыче руд цветных и черных металлов и горнохимического сырья.
Основными областями эффективного применения самоходных машин на доставке руды являются месторождения с мощностью залежей не менее 3—5 м с устойчивыми рудами и относительно небольшим горным давлением. В зависимости от типа и производительности используемой самоходной машины запас обособленного рудного тела или блока, обслуживаемого отдельным заездом для самоходных машин, должен составлять 50—100 тыс. т.
Наиболее широко самоходные машины применяют при камерно-столбовой системе разработки руд, системах этажного и подэтажного обрушения, горизонтальными слоями с твердеющей закладкой выработанного пространства и других системах.
Погрузочно-транспортные машины, оснащенные пневмоприводом с подачей сжатого воздуха по рукаву, применяют в основном для проведения выработок и реже на очистных работах при длине доставки не более 110 м.
Погрузочно-транспортные и транспортные самоходные вагоны с электрическим приводом, питаемым по кабелю, обеспечивают максимальную длину доставки до 400 м (до 200 м в обе стороны от точки закрепления кабеля).
Самоходные погрузочно-транспортные и транспортные машины с дизельным приводом практически могут обеспечивать любую длину доставки, однако рациональная длина транспортирования горной массы на очистных и подготовительных работах составляет 250—300 м, автосамосвалов — 300—2000 м. В определенных условиях эксплуатации автосамосвалами транспортируют руду от забоев до околоствольного двора, а иногда и на поверхность шахты по штольням или наклонным стволам с углами наклона 8—12°.
Самоходные вагоны с донным скребковым конвейером применяют в основном в сочетании с проходческими комбайнами и бункерами-перегружателями при добыче калийных руд, а также при проведении подготовительных выработок по породам невысокой крепости.
Погрузочные машины используют при проведении подготовительных выработок, реже на очистной выемке при камерных системах разработки и системах с выпуском руды на почву выработки.
Для погрузки руды в автосамосвалы
применяют подземные
электрические и гидравлические экскаваторы при отработке горизонтальных рудных
тел мощностью не менее 6—12 м. Однако ввиду малой маневренности экскаваторов на
гусеничном механизме перемещения более рациональным оказывается использование
для загрузки автосамосвалов колесных погрузчиков
или погрузочно-транспортных машин, выполняющих роль по-
грузчика.
2. Погрузочно-транспортные машины
Погрузочно-транспортные машины по принципу действия и конструктивному выполнению разделяют на два основных типа: с совмещенным погрузочно-транспортным ковшом (типа ПД), загружающимся за одно или несколько черпаний и служащим для транспортирования горной массы; с ковшовым исполнительным погрузочным органом и транспортным кузовом (типа ПТ), загружаемым за несколько черпаний ковшом, расположенным на самой машине.
Погрузочно-транспортная машина типа ПД (рис.1) снабжена шасси с шарнирно-сочлененной рамой, включающей в себя переднюю и заднюю полурамы и установленной на пневмошинном механизме перемещения. На передней полураме смонтирован исполнительный погрузочный орган, состоящий из ковша, стрелы, рычажного механизма и силовых гидроцилиндров, на задней — двигатель с системой нейтрализации выхлопных газов, трансмиссия, гидропривод погрузочного органа и механизма поворота машины, кабина машиниста.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.