Общие сведения и классификация самоходных машин. Погрузочно-транспортные машины. Автосамосвалы и самоходные вагоны. Погрузочные машины. Шахтный автомобильный транспорт, страница 8

 


Рулевой привод при любых типах двигателей, как правило, гидравлический. На рис. 16 изображена схема рулевого управления по  схеме  рис. 15, б. От рулевой колонки 16 вращение рулевого колеса передается рулевому меха­низму, от которого приводится распределитель 15 гидроусилителя, вызываю­щего поворот всех четырех колес через рулевой привод — систему тяг и рычагов 18.

У машин с бортовым поворотом (рис. 15, г) специальная система рулевого управления отсутствует.


IV. Трансмиссия

При электродвигателях схему с мотор-колесами не применяют из-за ограниченности габаритов шахтных автомобилей. На рис. 16 изображена обычная схема электропривода. От двигателя 1 через карданные валы 3 вра­щение передается обоим колесам одного борта, оба колеса другого борта ана­логичным образом приводятся от второго двигателя. Передаточное число редук­торов постоянно.

При пневматических двигателях применяются механические трансмиссии с постоянным передаточным числом (иногда с двумя передаточными числами). При двух двигателях от каждого приводятся колеса одного борта, при одном двигателе приходится применять в ведущем мосте дифференциал.

При дизеле применяют механическую трансмиссию с коробкой передач, объемную гидропередачу или гидромеханическую трансмиссию. При объемной гидропередаче дизель вращает объемный насос, от которого питаются гидро­двигатели, устанавливаемые внутри ведущих колес. Такая трансмиссия отли­чается наименьшими габаритами, очень хорошей регулировкой, легкостью управления и т. д., но имеет высокую стоимость и требует высокой культуры изготовления и эксплуатации. Обычно применяют гидромеханическую передачу с четырьмя скоростями движения вперед и (для возмож­ности челночного движения) двумя или четырьмя скоростями назад. Кроме того, передача оборудуется ходоуменьшителем, обеспечивающим за счет про­скальзывания дисков фрикционной муфты при понижении давления масла движение автомобиля в режиме ползучей скорости, что необходимо для манев­рирования в узких выработках.

V.        Подвеска

На тихоходных машинах применяют жесткую подвеску (жесткое крепление колес к раме) или балансирную подвеску. На быстроходных автомобилях применяют упругую подвеску с листовыми рессорами и гидро­амортизаторами или пневмогидравлическую .

VI.       Колеса

Применяют камерные шины высокого давления (0,45—0,75ГМН/м2) особо проч­ной конструкции (с металлическими сетками). Покрышки обычного типа очень быстро выходят из строя. Для усиления на шины надевают цепные ленты.

Шины выходят из строя в большинстве случаев не из-за износа, а по при­чинам аварийного характера: проколы, порезы, порывы и т. д. Срок службы их в рудниках с абразивным полезным ископаемым не превышает 400— 500 смен. Удельный вес затрат на шины в себестоимости транспортировки руды и породы очень высок и составляет 15—50% транспортных расходов.

VII.     Тормозная система

На каждом автомобиле должны устанавливаться две тормозные системы — рабочая и стояночная. На машинах с гидромеханической передачей дополни­тельно устанавливают аварийный тормоз с приводом на вал трансмиссии, так как при выключении двигателя он кинематически отсоединяется от колес. Механизм рабочей системы тормозов действует непосредственно на колеса и имеет привод с ножным управлением. Стояночный тормоз снабжается при­водом с ручным управлением, служит для затормаживания автомобиля на месте и только в экстренных случаях используется для торможения в движении. У автомобилей с пневмоприводом ввиду небольшой скорости передвижения (до 5 км/ч) устанавливается один тормозной механизм на вал трансмиссии. Привод тормозных механизмов гидравлический или пневматический, стояноч­ных тормозов — ручной или с пружинным энергоаккумулятором.

VIII. Кузов с донным конвейером

Для любых грузов применяют скребковый двухцепной конвейер с пластинча­тыми цепями. Для увеличения полезного объема кузова конвейер стремятся сделать минимальной высоты. Скорость цепи 0,1—0,2 м/с, редко до 0,35 м/с. Более высокие скорости не дают уменьшения времени разгрузки, так как при этом начинается интенсивное перемешивание груза в кузове. Приводом кон­вейера обычно служит отдельный электродвигатель, устанавливаемый у при­водного вала конвейера. В большинстве конструкций двигатель конвейера используют одновременно и для привода масляных насосов рулевого управле­ния, тормозов, кабельного барабана и т. д. В этом случае насосы вращаются

от постоянно включенного двигателя, а конвейер при помощи фрикционной муфты (см. рис. 16) подключается к двигателю в момент погрузочно-разгрузочных операций. В автомобилях с дизельным приводом отбор мощности на конвейер происходит от раздаточной коробки при помощи карданной передачи.

IX. Кабина управления

Кабина управления строится так, чтобы водитель управлял машиной, располагаясь лицом по ходу движения. Обычно устанавливают два сиденья водителя (переднее и заднее). При перемене направления движения водитель пересаживается с одного сиденья на другое. Педали управления машиной дублируются для возможности управлением движения с каждого сиденья.

7. Типы и параметры автомобилей

Автомобили с разгрузкой кузова опрокидыванием (рис. 17) выполняются с дизельным двигателем и двухступенчатой очисткой выхлопных газов. Рама машины шарнирносочлененная.

 


Подвеска упругая с помощью листовых рессор или гидропневматическая. Трансмиссия гидромеханическая четырехскоростная реверсивная с переключением передач без разрыва потока мощности. Тормозная система с гидравлическим или пневматическим приводом. Емкость кузова от 7 до 24 м3; грузоподъемность 15—40 т; масса машины 14—26 т; мощность при­вода 145—300 л. с; максимальная скорость передвижения 29—46 км/ч; радиус поворота по внутреннему габариту 2,9—4 м, по наружному габариту 6,8— 8,1 м; высота в транспортном положении 1,8—3,2 м, в положении разгрузки 3,0—5,9 м; максимальный уклон подъема 11—21°.