Для примера рассмотрим взаимодействие, порядок работы и назначение элементов схемы управления, упрощенный вариант которой представлен на рисунке 5. Эта схема управляет работой системы комбинированного высоковольтного отопления пассажирского вагона (см. рисунок 4).
Работа отопительной установки в ручном или автоматическом режимах задается переключателями S50 и S52, расположенными на щите управления вагона. Режим переключается вручную. Об изменениях схемы можно судить по рисунку 7.3. Быстро отыскать в схеме рассматриваемый элемент позволяют помещенные внизу рисунка адреса (цифры от 1 до 14). Адрес в описании указывается в скобках после буквенно-цифрового обозначения элемента и означает, что последний нужно искать в схеме по вертикали над номером адреса.
Схема управления (см.рисунок 5) начнет работать после подачи питания к ее цепям. Для этого должны быть включены автоматы F9(3) и F51(5). После этого управляющие катушки К15(12) и К 14(14) высоковольтных контакторов смогут получить питание и включить своими силовыми контактами К14:1 и К15:1 (см.рисунок 4) нагревательные элементы ЕК1 и ЕК2 лишь при соблюдении следующих условий:
• закрыт высоковольтный подвагонный ящик с коммутационной, защитной и сигнальной аппаратурой цепей отопления (замкнут контакт SQ1(9) концевого выключателя);
• закрыт защитный кожух нагревательных элементов котла отопления (замкнут контакт SQ2(11) концевого выключателя);
• в системе отопления находится достаточное для ее работы количество воды (замкнут контакт SL(12) датчика, контролирующего уровень воды в котле);
• вода в котле имеет температуру ниже 95 °С (замкнут контакт SK5(14) реле температуры);
• к высоковольтной магистрали вагона подано напряжение;
температура в вагоне ниже 20 °С (разомкнут контакт SK1 (5) ртутного контактного термометра). Необходимость выполнения первых четырех условий становится понятна после анализа схемы управления, из которой видно, что через контакты названных защитных датчиков подается питание к катушкам К15 и К14.
Наличие напряжения в магистрали контролируется с помощью сигнального реле К20 (см. рисунок 4). При закрытом подвагонном ящике разъединитель Q соединяет цепи отопления с магистралью. Если в магистрали есть напряжение, то через размыкающий контакт К20:2, высоковольтные разрядники R37, R38 и R39, резистор R40 и выпрямительный мост V получает питание сигнальное реле К20. Замкнувшийся контакт К20:1 этого реле обеспечивает питание катушки К20 через резисторы R41 и R42. Разрядники, каждый из которых имеет пробивное напряжение 600 В, позволяют при закрытом высоковольтном ящике и отсутствии напряжения в магистрали проверить сопротивление ее изоляции.
В схеме управления (см. рисунок 5) при замыкании контакта К20:3 (10) подается питание к катушке К 18(10) промежуточного реле. Оно своим замкнувшимся контактом К18:1 (12) подготавливает к включению цепи питания катушек К15(12)иК14(14). Одновременно другой контакт К18:2(1) подает питание к сигнальной лампе Н70(1), сигнализирующей о наличии напряжения в магистрали.
С этого момента режим работы отопления будет определяться положением контактов переключателей S50 и S52. При ручном режиме управления замкнуты контакты S50:l(5), S52:2(12) и S52:3(14). Катушки К15 и К14 получают питание, включая ЭН отопления. В этом случае контроль за температурой воздуха в вагоне отсутствует, так как разомкнут контакт S52:1 (5) и нет питания в цепи ртутного контактного термометра (РКТ) SK1 (5), контролирующего эту температуру.
Отопление в этом режиме может быть выключено либо вручную размыканием контактов S52:2(12) и S52:3(14), либо под влиянием защитных датчиков SK3(7), SK4(8), SK5(14), контролирующих температуру воды в котле, и датчика SK6(8), контролирующего наружную температуру
Если температура наружного воздуха выше минус 10 °С, то замкнут контакт РКТ SK6(8). Как только температура воды в котле достигает 60 °С, замыкается контакт термоконтактора SK4(8). Получает питание катушка промежуточного реле К 16(5), размыкается его контакт К16:1(13)и отключается отопление, так как теряют питание катушки К15 и К14.
При температуре наружного воздуха ниже минус 10°С цепь термоконтакта SK4 разомкнута, и отопление отключается, как только температура воды в котле достигнет 90 °С. В этом случае замкнутся контакты термоконтактора SK3(7), вызвав цепь операций (переключений), описанных выше,
В автоматическом режиме дополнительно замыкается контактS52:1(5) переключателя режима. В работу вводится цепь РКТ SK1(5). Теперь отопление будет отключаться, как только температура воздуха в вагоне достигнет 20 °С и замкнется контакт SK1 (5). Размыкание этого контакта из-за снижения температуры в вагоне приведет к включению отопления. При работе в автоматическом режиме контакторы К15 и К14 срабатывают (отключаются и включаются) одновременно, подавая (или снимая) питание ко всем ЭН сразу. В ручном же режиме может работать любая группа отопительных приборов или обе группы вместе. Это зависит от положения ручного переключателя S52.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.