Электрические нагреватели для отопления вагонов, страница 6

Для примера на рисунке 2 а, б приведены схемы включения ЭН в вагонах с комбинированным отоплением зарубежного и отечественного производства, использующих энергию высоковольтной (3000 В) поездной магистрали ПМ. В каждом из этих вагонов нагрев воды в котле обеспечивают 24 нагревательными элементами типа HHS2-0.5 (их данные приведены в методических указаниях 14/7/3 в таблице 5, приложение 1). Элементы R включаются в четыре параллельные ветви по 6 штук последовательно в каждой. В одних схемах (рисунок 2 а) ЭН разделены на две одинаковые по мощности (24 кВт) группы ЕК1 и ЕК2. Каждая из этих групп, включается отдельным высоковольтным контактором (К14, К15), получая питание от вагонной магистрали ПМ через разъединитель Q, общий предохранитель F25 и групповые предохранители F27 и F28. В отечественных вагонах ранних выпусков производится одновременное включение всех ЭН одним контактором  (рисунок 2 б). Питание от магистрали подается через разъединитель В59, высоковольтный предохранитель Пр73 и контактор К8.

Во входную и выходную цепи питания ЭН включены катушки дифференциального реле Р28.

б) Определение основных показателей для выбора коммутационныхаппаратов и элементов магистрали.

Основными показателями для выбора коммутационного аппарата (КА) - контактора являются: наибольшее рабочее напряжение Uип.макс источника питания и наибольший отключаемый ток.

Наибольший ток коммутируемых цепей электрического отопления можно найти после окончательного определения общего количества ЭН, воспользовавшись уравнением

Подставив в это уравнение значение наибольшей мощности отдельного ЭН, определяемой по уравнению (19), получим

                                          ( 22 )

Если для значения тока, найденного по уравнению (22), не удается подобрать подходящий контактор, то можно рекомендовать разбивку параллельных цепей на отдельные группы и подбор подходящего контактора из числа имеющихся для каждой из них. Для определения тока каждой группы можно воспользоваться уравнением (22), заменив в нем значение общего количества параллельных цепей нагревателей количеством таких цепей в рассматриваемой группе.

Отдельно следует остановиться на особенностях защиты цепей последовательно - параллельно включенных ЭН отопления от токов короткого замыкания (КЗ), осуществляемой с помощью предохранителей.

Такие схемы характерны для высоковольтных цепей отопления. Для примера рассмотрим общий вид схемы соединения нагревательных элементов, приведенной на рисунке 3. Схема состоит из Nп параллельных ветвей, в каждой из которых последовательно включены Nс нагревательных элементов. Цепи ЭН защищены от токов КЗ обшим предохранителем F. Подобный способ зашиты оказывается неэффективным в случае замыкания на корпус (землю) одного из нагревателей (см элемент Ri на рисунке 3). Для доказательства этого сравним ток, протекавший по предохранителю до замыкания элемента Ri. с его же током после замыкания. На основании уравнения (22) находим, что ток предохранителя до появления КЗ равнялся

                                   ( 23 )

где    R=(Uh)2/Ph- сопротивление отдельного ЭН.

При одинаковом сопротивлении всех ЭН, входящих в рассматриваемую схему, их. общее сопротивление (при отсутствии КЗ) равно

                                             ( 24 )

Нетрудно показать, что при замыкании одного из ЭН на землю (или при коротком замыкании одного из них), общее сопротивление уменьшится и будет равно

                                        ( 25 )      

где  - количество оставшихся последовательно включенных элементов в цепи с КЗ.

Уравнение (25) при  что указывает на отсутствие КЗ, превращается в уравнение (24).

Так как общее сопротивление цепей уменьшится, то ток через предохранитель F увеличится до значения . Кратность его увеличения по сравнению с прежним значением составит

                       ( 26 )

Если рассмотреть цепь из 24 нагревательных элементов (Nc=6 и Nп=4), характерную для высоковольтного комбинированного отопления (см.рисунок 2 б), то при замыкании на землю одного из ТЭНов кратность увеличения тока по предохранителю Пр73 на основании (26) будет равна кi=1,05. Пятипроцентное увеличение тока по предохранителю не сможет вызвать его перегорания. Однако оставшиеся в одной из цепей 5 элементов вместо 6 будут работать с перегрузкой.

Сравнив на основании уравнения (19) мощности, рассеиваемые этими элементами до и после КЗ одного из них, можно определить, что каждый из оставшихся пяти элементов будет работать с перегрузкой в 1,44 раза.

Для защиты нагревательных элементов отопления от перегрузки в рассмотренном режиме в схемах отечественных вагонов и предусмотрена установка дифференциального реле Р28 (см. рисунок 2 б) типа IP-007. Реле срабатывает, если разница токов на входе и выходе отопительной установки достигает 3-5 А.

Ток, наиболее длительно потребляемый отопительной установкой, является основным исходным фактором для расчета сечения провода (или проводов) поездной магистрали и выбора межвагонных соединителей (штепселей и розеток). При этом учитывают, что магистраль и соединители каждого вагона должны быть рассчитаны на наибольший суммарный ток потребляемый всеми вагонами поезда.

                                                  ( 27 )

где    Nв - количество вагонов в поезде.

Сечение проводов и кабелей выбирают с учетом следующих факторов:

допустимого нагрева расчетным током и током короткого замыкания;

допустимых потерь напряжения;

экономической целесообразности.

РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ НАГРЕВАТЕЛЕЙ

В отдельных случаях, когда не удается подобрать для отопления ТЭН из числа серийно выпускаемых промышленностью, прибегают к разработке новой конструкции применительно к конкретным условиям работы. В этом случае в первую очередь следует определить геометрические размеры теплоизлучающего элемента (спираль, стержень). Исходными данными для расчета служат: номинальная полезная мощность Рн; номинальное напряжение Uh; условия работы, характеризуемые температурой на поверхности элемента, свойствами нагреваемой среды, условиями теплопередачи и пр.