Электрические нагреватели. Наибольшее применение в вагонах нашли трубчатые электронагреватели (ТЭН), конструкция одного из которых показана на рисунке 1. В тонкостенной металлической оболочке 1 находится спираль 2 из нихромовой проволоки, запрессованная в кварцевый песок или плавленный оксид магния (периклас) 4 Напряжение к спирали подводится через контактные устройства 7 и стержни 3. Изоляционные втулки 6 закрепляются с применением влагозащитного термостойкого лака 5, снижающего влияние внешней среды на электроизоляционные свойства наполнителя.ТЭН маркируется буквами и цифрами. После сокращенного названия ТЭН ставятся цифры, указывающие развернутую длину элемента L в см. Следующий далее буквенный индекс условно обозначает длину Lkконтактных стержней в заделке.
Рисунок 1 - Конструкция трубчатого электронагревателя (ТЭН)
Следующие цифры соответствуют наружному диаметру d, мм, металлической оболочки ТЭН. Цифры после косой разделительной черты указывают номинальную мощность элемента в кВт. Следующая далее буква условно обозначает среду для работы в которой предназначен ТЭН. Расшифровка этих обозначений, соответствующая ГОСТ 13268-74 для ТЭН, работающих в воздушной среде, и последняя цифра в обозначении указывает на величину номинального напряжения в В, на работу при котором рассчитан нагреватель. В конце могут быть помещены индексы, определяющие конструктивные особенности ТЭН.
Следуя данным пояснениям, маркировка, например, нагревателя типа ТЭН-120Б 13/1,6Р110 может быть расшифрована следующим образом. Трубчатый электронагреватель, развернутая длина которого LР =120 см, длина контактного стержня в заделке Lк= 6.5 см, наружный диаметр оболочки d=13 мм, мощность Р=1,6 кВт. Нагреватель рассчитан на работу в воде (буква Р) при допустимой удельной поверхностной мощности wдоп=11 Вт/см2 и при номинальном питающем напряжении 11О В.
При комбинированном отоплении используются специальные высоковольтные нагревательные элементы, размещаемые непосредственно в водогрейном котле. До последнего времени применялись элементы типа HHS2-Q,5 производства Германии. Отечественной промышленностью разработан новый высоковольтный нагревательный элемент типа ВПЭ-2-0,5/3 (В- высоковольтный, П -патронный Э -электронагреватель) мощностью 2 кВт на номинальное напряжение 500 В и с сопротивлением изоляции на 3000 В. В отличие от нагревателя HHS2-0,5 он выполнен засыпным. Внутреннее пространство между оболочкой и нагревательной спиралью заполнено периклазом.
При расчете и выборе нагревательных элементов в первую очередь рекомендуется следить за тем, чтобы удельная поверхностная мощность не превышала допустимых значений.
Она определяется допустимыми температурами нагрева материала спирали, трубки или наполнителя.. Удельная поверхностная мощность, Вт/см2, может быть найдена как,
(1)
где Р - мощность нагревателя, кВт;
F - активная площадь поверхности нагревателя, см2.
Активная площадь поверхности нагревателя круглого сечения определяется с учетом его размеров как
F = ndLr=пd(Lp-2Lk), (2)
где Lr- активная длина оболочки, см.
Для высоковольтных электрических нагревателей, используемых в системах комбинированного отопления, рассчитывается удельная нагрузка, т.е. отношение мощности Р к площади поверхности Fс спирали.
РАСЧЕТ МОЩНОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ НАГРЕВАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОТОПЛЕНИЯ ВАГОНА
Требуемую полезную мощность нагревательных элементов РЭН рассчитывают с учетом теплового баланса, при котором температура в вагоне сохраняется на неизменном уровне. Для этого следует определить вес составляющие тепловых потерь и тепловыделений, имеющихся в вагоне. К основным составляющим теплопотерь в вагоне относят потери РПВ через ограждающие конструкции вагона, потери РФ., возникающие вследствие инфильтрации наружного воздуха через неплотности кузова и при открывании дверей, а также потери Рв, возникающие при подаче вентиляционной системой в вагон наружного воздуха. Кроме того часть мощности отопительной системы, учитываемая составляющей РПВ, расходуется на горячее водоснабжение. Названные потери компенсируются мощностью, выделяемой нагревательными элементами.
Из тепловыделений, имеющихся в вагоне и учитываемых при оценке теплового баланса, следует учитывать тепло Рп, выделяемое пассажирами в единицу времени, и тепло РО, выделяемое при работе вагонного электрооборудования. Остановимся на оценке каждой из этих составляющих.
А. Мощность тепловых потерь через ограждающие конструкции вагона,Вт, находится на основании уравнения
РП.В=kF(tВ-tН),( 3 )
где к - коэффициент теплопередачи вагона, Вт/м2-К;
F - площадь поверхности кузова, м2;
tв- температура воздуха внутри выгона, К;
tн- температура наружного воздуха, К.
Исследованиями Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) установлено, что коэффициент теплопередачи абсолютно герметизированного кузова пассажирского вагона зависит от скорости движения, увеличиваясь с 1,093 до 1,15 Вт/м2К при возрастании скорости от 15 до 120 км/ч.
Для расчетов при курсовом и дипломном проектировании можно принять к=1,15 Вт/м2К. Площадь поверхности кузова пассажирского вагона F=270-274 м2.
Б. Мощность тепловых потерь, возникающих вследствие инфильтрации наружного воздуха через неплотности кузова и при открывании дверей, Вт
Рф=кф1 Рп.в +кф2 Рп.в , 4 )
где кф1 - коэффициент инфильтрации через неплотности кузова, принимаемый для реализуемых в настоящее время скоростей движения равным 0,35;
кф2 - коэффициент инфильтрации при открывании дверей, принимаемый обычно равным 0,1.
В. Мощность тепловых потерь, расходуемых на подогрев наружного воздуха, подаваемого вентиляционной системой в зимний период, Вт,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.