17. Жизненный цикл организации. Сравнительный анализ моделей Л. Грейнера и И. Адизеса.
Концепция ЖЦ сложилась в управленческой теории в 60-е гг. ХХ века.
Модель Л. Грейнера (1972 г.)
Позиция автора в том, что будущее организации может в меньшей степени определяться внешними силами, чем её собственной историей (структура может оказывать критическое влияние на стратегию). Спорит с логикой А. Чандлера, который утверждал, что структура следует за стратегией, основываясь на истории компаний периода бурного роста рынков и технологич сдвигов.
В своём развитии компании проходят периоды
- эволюций (продолжительные периоды роста, когда не происходит значительных изменений в организационных практиках; эти периоды характеризуются доминирующим стилем управления и проблемой управления, которую надо будет решить для перехода на следующую стадию)
- революций (системные перевороты в орг жизни).
Каждый эволюционный период порождает типичную для него революцию. Движущая сила одного этапа является причиной последующего кризиса на нём.
При разработке модели Грейнер анализирует пять ключевых факторов орг развития:
- возраст организации
- размер организации
- этапы революции
- этапы эволюции
- темпы роста отрасли
Этап жизненного цикла |
Основные характеристики этапа |
Рост через креативность (управление бизнес-идеей) |
- акцент на создании нового продукта (рынка) - приоритет – производить и продавать - ориентация руководства на предпринимательство, а не управленческую деятельность - преобладание неформальных коммуникаций - близкие отношения внутри команды единомышленников - лидер-предприниматель |
Рост через директивное руководство (управление функциями) |
- введение функциональной структуры - акцент на эффективности операций - разработка бюджетов и стандартов работы - смещение акцента в сторону формальных коммуникаций - основная ответственность - на ключевых руководителях, менеджеры среднего звена в большей степени функциональные специалисты - лидер-администратор |
Рост через делегирование (управление процессами) |
- больше ответственности передаётся менеджерам бизнес-единиц - ослабление вертикальных коммуникационных потоков - приоритет менеджмента – расширение рынка - высокая мотивация на среднем иерархическом уровне поддерживается системой вознаграждения, основанной на достижении целевых показателей - лидер-продюсер |
Рост через координацию (управление сетями) |
- объединение децентрализованных подразделений в единые группы - интенсивное совершенствование формальных процедур планирования - рост численность персонала штаб-квартиры для контроля и планирования инвестиций - жёсткий контроль инвестиций - политический тип лидера, лидер-стратег |
Рост через сотрудничество (управление знаниями) |
- социальный контроль и дисциплина вместо формального контроля - акцент на быстром решении проблем с помощью командных действий - проектная работа, использование матричных структур - сокращение персонала штаб-квартир, эти сотрудники теперь – консультанты, работающие в разных междисциплинарных командах - поощрение инноваций |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.