Выводы Грейнера:
- руководство должно быть готово отказаться от сущ структур прежде, чем революционная стадия обострит ситуацию
- эволюционный этап не наступает автоматически, а является следствием борьбы за выживание
- история компании значительно определяет то, что будет происходить с ней позднее
- менеджеры должны быть способны предсказывать будущие орг проблемы. При этом возможно решение в пользу отказа от дальнейшего роста.
Грейнер фактически отождествляет развитие организации с её ростом. В целом модель может применяться только к очень большим компаниям. В этом одно из ограничений использования модели (сам автор затруднялся точно сформулировать сущность кризиса пятого этапа). Кроме того, Грейнер рассматривает почти исключительно вопросы управления (управленческие, организационные практики), подчёркивая, что они имеют временную природу. Фактически это означает, что модель описывает не развитие организации, а трансформацию со временем её системы управления, что является вторым ограничением модели.
Модель И. Адизеса (1988 г.)
Основывает модель на двух предположениях:
- развитие организации подобно развитию живого организма, однако неизбежная для организма смерть необязательна для организаций
- на любой стадии развития у организации есть проблемы. Они делятся на болезни роста (с ними компания может справиться сама) и орг патологии (здесь сама справиться не может).
Адизес не уточняет, что в его модели откладывается на графике по вертикали в качестве параметра роста (у Грейнера это размер организации). По мнению Адизеса, параметр роста сильно зависит от отрасли (здесь он согласен с Грейнером).
Адизес акцентирует внимание на двух параметрах жизнедеятельности организации: гибкости и контролируемости. Чем старше компания, тем более жёстко она контролируется и становится менее гибкой. Цель руководства – достигнуть и оставаться как можно дольше в стадии расцвета, где имеет место оптимальное соотношение этих параметров.
Адизес допускает гибель организации ещё до достижения расцвета, если она попадёт в одну из «ловушек».
В развитии компании предприниматель-собственник-менеджер неизбежно сталкиваются с необходимостью решения трёх дилемм: профессионализма, собственника и инвестора.
Дилемма профессионализма |
Встаёт на второй половине этапа «давай-давай», когда преимущества предпринимательского подхода становятся проблемами. Неформальные механизмы управления перестают действовать, сложно контролировать растущую компанию. Основатель понимает, что у него нет достаточных управленческих знаний для формализации управленческого процесса. Выбор: наёмный менеджмент или саморазвитие. |
Дилемма собственника |
Решается на этапе юности. Компании не хватает собственных фин ресурсов для активного роста. Выбор: привлечение средств путём доп эмиссии акций, то есть увеличения числа акционеров, то есть размывания собственности или оставаться единоличным собственником, жертвуя темпами роста. |
Дилемма инвестора |
Во время расцвета. Основатель-собственник обладает значит капиталом и оценивает свой бизнес-портфель с точки зрения рисков: может, стоит продать часть акций компании и стать рядовым акционером. |
Описание стадий ЖЦ по Адизесу:
1. Ухаживание
Предшествует физич появлению орг-ции, существует только как идея в головах основателей. Характерно много разговоров и отсутствие действий.
2. Младенчество
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.