5. Основные типы организационных структур
Орг структура – логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованное таки образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей фирмы при эффективном использовании ресурсов.
Период возникновения |
Характеристика продуктов и рынков |
Тип структуры |
Кто внедрил |
Осн механизмы управления |
1850 |
Единичн продукт/услуга, локальный/региональный рынок |
линейная |
Многочисленные мелкие фирмы, где собственник - менеджер |
Персональное управление и контроль |
1900 |
Ограниченная номенклатура стандартизированной продукции, региональные/национальные рынки |
функциональная |
«Карнеги Стил» |
Централизованное планирование и бюджет, акцент на функциональные области («шахтный» принцип) |
1925 |
Дифференцированная и меняющаяся номенклатура, нац/международн рынки |
дивизиональная |
DuPont, General Motors |
Общекорпоративная политика и дивизиональные центры прибыли |
1960 |
Стандарт и инновац продукты, стабильные и изменяющ рынки |
матричная (феномен фактора времени) |
Некоторые аэрокосмич и электронн компании (Boeing, IBM) |
Временные проектные группы, горизонт механизм распределения ресурсов |
1980 |
Разработка продукта/услуги, глобальные изменяющиеся рынки |
сетевая |
ТНК,международн строит фирмы, компьют фирмы |
Обмен инфо как основа координации, брокерско-сборочные фирмы |
Логика: централизованно регулируемая, координируемая специализация
«+»
- самая экономичная: стимулирует деловую и професс специализацию
- уменьшает дублирование усилий и потребление ресурсов в функц областях
- улучшает координацию в функц областях
«-»
- потенциальн конфликт между функциональн отделами за ресурсы
- в большой организации цепь команд от руководителя до исполнителя
- ответственность за прибыль несёт один человек
Логика: сочетание автономности подразделений с централиз контролируемым процессом распределения ресурсов и оценки результатов
Организационная инновация: 1)отделение стратегического управления от оперативного, 2)создание производственно-сбытовых подразделений со статусом центра прибыли, 3)децентрализация управления.
Функции штаб-квартиры:
- предпринимательская (направлена на создание стоимости: выработка стратегии развития способностей и ресурсов фирмы, распределение ресурсов)
- административная (связана с предотвращением убытков: мониторинг рез-тов деят-ти, контроль эф-ти)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.