Harvard Business School
Wal*Mart Stores, Inc.
Stephen P. Bradley
Pankaj Ghemawat
В списке самых богатых американцев, ежегодно публикуемом журналом Forbes, наследники Сэма Уолтона (Sam Walton), основателя Wal*Mart, в 1993 году занимали с пятого по девятое место с состоянием в $4,5 млрд каждый. Сэм Уолтон, скончавшийся в апреле 1992 года, добился феноменального успеха для своего предприятия. В течение 20 лет Wal*Mart демонстрировала в среднем показатель рентабельности капитала на уровне 33% и рост продаж на уровне 35%. К концу 1993 года капитализация Wal*Mart достигла $57,5 млрд, продажи с квадратного фута площади составляли примерно $300 (при среднеотраслевом показателе в $210). Все признавали, что Wal*Mart совершила революцию в ритейле.
Дэвид Гласс (David Glass) и Дон Содерквист (Don Soderquist) управляли компанией с февраля 1988, когда Сэм Уолтон уступил Гласу кресло Генерального директора (СЕО), а Содерквист стал Директором по операциям (СОО). Основным вызовом для них стало поддержание рыночного успеха компании, достигнутого Уолтоном. За период с 1987 по 1993 они добились роста продаж с 16$ млрд до 67$ млдр, при почти четырехкратном увеличении прибыли с $628 млн до $2б3 млрд. На начало 1994 года компания управляла 1953 магазинами (в том числе 68 суперцентрами), 419 складскими клубами (Клубы Сэма), 81 магазином распродаж (Bud’s) и 4 гипермаркетами. В 1994 году Wal*Mart планировала открыть 110 новых магазинов и расширить (или перенести в другое место) примерно 70 старых магазинов. Прогнозируемый объем продаж на 1994 год составлял $84 млрд; капитальные расходы – $3,2 млн.
Как же сохранить набранные темпы роста? Газеты пестрели заголовками «Может ли Wal*Mart продолжать расти с головокружительной скоростью?» и «Нелегкая ноша Wal*Mart». В апреле 1993 руководство компании подтвердило, что в текущем году впервые с 1985 года роста продаж в магазинах сети составит менее 10%. С начала марта до конца апреля в результате падения цены акций Wal*Mart потеряла примерно $14 млн рыночной стоимости.
Формат дискаунтеров в розничной торговле
Первые дискаунтеры появились в США в середине 1950-х гг. – они продавали продовольственные продукты и товары ежедневного потребления; валовая рентабельность бизнеса была на 10-15% меньше по сравнению с обычными магазинами. Прибыльность торговли дискаунтеры обеспечивали за счет тотального сокращения издержек: непрезентабельные торговые площади, ограниченный выбор дополнительных услуг (доставка, кредит).
Появление дискаунтеров было своевременным, поскольку после Второй мировой войны потребители стали намного более информированными и продвинутыми. В супермаркетах они привыкли к самообслуживанию, телевизионная реклама стимулировала продажи, и сами производители значительно расширили многие товарные категории. В результате была создана плодородная почва для развития сегмента дискаунтеров. На протяжении 1970-х гг. сегмент рос в среднем на 9% в год, ежегодный прирост количества магазинов составлял 5%. В 1980-х ежегодный рост сегмента составлял 7%, но количество магазинов увеличивалось лишь на 1% в год. В следующем десятилетии – 1990-х – темп роста сегмента увеличился и составил 11,2% в год, при этом число магазинов ежегодно росло на 2%. Тенденция к сокращению количества новых магазинов отражала приоритеты в развитии дискаунтеров: средства направлялись на переоборудование старых площадей. В 1993 году продажи в сегменте дискаунтеров составили $124 млрд, аналитики прогнозировали 5%-ный рост сегмента в течение ближайших 5 лет.
Из 10 крупнейших магазинов, работавших в формате дискаунтеров в 1962 году (год открытия первого магазина Wal*Mart), ни один не сохранил свои позиции в 1993. Несколько крупных сетей либо обанкротились, либо были поглощены конкурентами. Концентрация в сегменте возросла: в 1993 году на 5 крупнейших сетей приходился 71% продаж сегмента. На рисунке 3 представлены крупнейшие дискаунтеры в 1993 году.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.