Управление персоналом.
№7. Карьера профессиональная и
внутриорганизационная. Карьерные якоря.
Профессиональная карьера –
последовательность должностей, ролей или видов работ, которые мы можем
наблюдать в течение всей трудовой жизни человека; может иметь место в различных
организациях и не организациях.
Организационная карьера -
последовательность должностей, ролей или видов работ, выполняемых в рамках
одной организации.
Профессиональная карьера:
- Постоянная или постоянного
положения
(почти всю свою трудовую жизнь человек занимается одним и тем же,
например, в рамках академической организации, или всю жизнь провел у
станка…).
- Линейная (каждая
следующая работа/должность основана на предыдущей и одновременно
предполагает более высокий уровень ответственности, полномочий,
организационного статуса) = карьерная лестница.
- Спиралевидная (каждая
следующая работа/должность основана на предыдущей, но необязательно
связана с более высоким уровнем ответственности, полномочий,
организационного статуса).
- Мимолетная (человек в
течение своей трудовой жизни занимает разные должности, работы, но логики
не прослеживается).
Типы карьерных якорей по Э. Шайну
У каждого человека их нисколько, один из
которых доминирует.
Карьерный якорь –
самовоспринимаемая профессиональная концепция человека: самовоспринимаемые
таланты и способности, ценности и мотивы поведения, потребности, позиции по
отношению к работе, др. людям, жизни…
- Техническая (функциональная) компетентность:
- сильный
мотиватор – само содержание выполняемой работы;
- цель – стать
лучшим специалистом в своей сфере.
Такие люди, как правило, отказываются от
карьеры линейного менеджера и, максимум, могут согласиться возглавить отдел,
где работали.
- Управленческая компетентность (общего
менеджера):
- люди хотят брать
на себя ответственность за других людей;
- удовлетворяются
от ощущения власти над другими людьми;
- обладают
аналитической (решение проблем в условиях ограниченной информации или времени),
межличностной (способность влиять на других людей), эмоциональной устойчивостью
(кризисные ситуации только стимулируют) в качестве компетенций.
Идеальная
карьера – генератор идей.
3. Безопасность/стабильность:
-
цель
– обеспечить долговременную стабильность своего положения в организации, в
обмен – достаточно высокая и высокая лояльность;
-
ради
сохранения этой стабильности готовы идти на некоторые жертвы.
Идеальная
организация – государственная организация, работа в отраслях с сильным
государственным регулированием, крупные компании с медленным карьерным ростом.
4. Предпринимательское
творчество:
-
цель
– создавать что-то новое;
Карьера –
бизнесмен, антикризисный управляющий, проектные виды бизнеса,
слияния/поглощения, НО как только «новизна» пропадает, они теряют мотивацию и
уходят.
5. Независимость/автономия:
-
желание
быть свободным от различных организационных ограничений; хотят создавать свой
собственный мир, стиль работы и т.д.
Идеальная
карьера – свободные художники, фрилансеры, мелкий бизнес, академическая сфера.
6. Служение: другим людям,
обществу в целом, решению более глобальных проблем.
7. Вызов: не важно, что
конкретно делают, а важно решать те проблемы, которые до них никто не решал или
решил неудачно, ставить недостижимые цели.