Она включает данные по пяти основным группам: информация о потребителях и мотивах покупок; информация о товаре; информация о конкурентной среде; информация о конъюнктуре рынка; информация о потенциальных возможностях торгового дома.
Основой эффективной коммерческой деятельности торгового предприятия является информация об основных группах, типах покупателей, специфике их предпочтений и запросов. Информация о потребителях способствует формированию предложения товаров и услуг в соответствии с их спросом, способствует тому, чтобы нужный товар оказался в нужном месте, в нужное время и по нужной цене.
Для прогнозирования потребности в товарах, в т.ч. крупах, РУП ОП «Звездочка» необходимо иметь следующие сведения о потребителях: численность обслуживаемого населения, уровень доходов, покупательская способность, структура потребления (например, крупы и т.д.).
В первую очередь, к численности обслуживаемого населения относится численность жителей Железнодорожного района, а затем в целом и всего г. Гомеля. Из общей численности населения основными покупателями товаров, в т.ч. круп являются женщины.
Для успешной коммерческой деятельности необходимо предлагать продукты широкого ассортимента, качественные, различной ценовой категории. Это позволит удовлетворять потребности различных групп населения. Этой задаче коммерческий отдел РУП ОП «Звездочка» уделяет большое внимание, поскольку продовольственные товары, в т.ч. крупы являются массовым продуктом повседневного спроса.
При определении потребности в товарах, в частности крупах, работники коммерческого аппарата РУП ОП «Звездочка» изучают информацию о спросе и конъюнктуре рынка; об объёмах и структуре производства и предложения; о потребителях, и его запросах (численность обслуживаемого населения, его половозрастной и социальный состав, денежные доходы, покупательская способность, образовавшие сегменты потребителей, а также покупательский спрос в пределах каждого сегмента и т.д); о рациональных и физиологических нормах потребления; о товаре; о конкурентах; о торговой деятельности РУП ОП «Звездочка» и его возможностях на современном этапе.
При определении потребности в товарах необходимо ориентироваться на используемые в практике методы, экстраполяции динамических рядов продажи товаров, использование коэффициента эластичности, нормативный; на основе оперативных данных об изменении покупательского спроса на потребительском рынке; экономико-математическое моделирование и др.
Практики свидетельствует о том, что наиболее распространённым методом прогнозирования является балансовый метод. В этой связи необходимо показать действие данного метода и привести расчет. Для расчета прогноза спроса балансовым методом, необходим планируемый объем реализации. Рассчитаем планируемый объем реализации круп в 2004 году методом экстраполяции динамических рядов. Для более достоверного расчета объем продаж по крупам в 2005 году взят в сопоставимых ценах.
по РУП ОП «Звездочка» в 2005 году используя метод экстраполяции.
Товарная продукция |
Объем продаж в году, млн. р. |
Среднегодовой темп роста,% |
Прогноз продаж на 2005 г., млн.р. |
|
2004 |
2005 |
|||
Крупы |
33 |
44,8 |
136 |
74,72 |
Исходя из среднегодового темпа роста и индекса цен, рассчитаем планируемый объем реализации круп в 2005 г. по РУП ОП «Звездочка»:
44,8*136*122,71
------------------------------------- = 74,72 млн.р.
100*100
Используя прогноз продаж на 2005 год, определим балансовым методом потребность в крупах для РУП ОП «Звездочка» на 2005 год
Таблица 3.2.
Расчет прогноза потребности в крупах на 2005 год
с помощью балансового метода.
Товарная группа |
Запасы на начало 2005 г. |
Планируемая реализация на 2005 г. |
Планируемые запасы на конец 2005 г. |
Потребность на 2005 год |
Крупы |
3 |
74,72 |
2,5 |
74,22 |
Потребность определяется по следующей формуле:
П = О +Тзк -Тзн
где О - объем продаж, в натуральных единицах;
Тзк - товарные запасы на конец планируемого периода, в натуральных единицах;
Тзн - товарные запасы на начало планируемого периода, в натуральных единицах.
Для обоснования объема закупок коммерческая служба РУП ОП «Звездочка» использует данные за несколько лет о динамике и структуре товарооборота и товарных запасах, изучает факторы, определившие такой результат.
На практике потребность в крупах коммерческие работники РУП ОП «Звездочка» определяют, используя вышеуказанный балансовый метод.
4. Анализ структуры хозяйственных связей.
РУП ОП «Звездочка» старается установить с поставщиками долгосрочные прямые связи, т.к. это позволяет освободить стороны от ежегодного составления договора поставки, заключенный уже ранее договор на обоюдно выгодных для партнеров условиях может быть пролонгирован, возникает определенная уверенность в поставщике, возможность контроля качества поступаемой продукции. Кроме того, прямые связи устраняют излишние звенья перевалки товаров; ускоряют товарооборачиваемость; снижают издержки обращения, повышают эффективность воздействия на изготовителя по вопросам обновления ассортимента, повышения качества товаров; сокращают время на согласование условий поставки.
Рассмотрим поставщиков на примере круп, проанализируем объемы поставок в разрезе каждого поставщика в динамике за два года (таблице 4.1.).
Таблица 4.1.
Поставщики круп РУП ОП «Звездочка» за 2004-2005 г.г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.