Организация и методика бухгалтерского учета товарных запасов, выручки от реализации товаров и продукции собственного производства и товарооборота объектов общественного питания, пути его совершенствования, страница 8

Переход объектов общественного питания на единую систему учета является следующим этапом работ по переводу отечественного бухгалтерского учета на принципы международных стандартов. То есть в рабочий план счетов должны быть включены абсолютно все счета и субсчета всех порядков, которые используются или могут быть использованы при ведении бухгалтерского учета на данном объекте общественного питания. Рекомендуемая методика учета поступления и реализации покупных товаров, продукции собственного производства включает раздельный учет товаров с разными ставками налога на добавленную стоимость на отдельных аналитических счетах или субсчетах второго порядка «0», «10», «18», что позволит определить более точные суммы выручки в разрезе товаров с разными ставками налога на добавленную стоимость и в результате определить и списать достоверную сумму налога, включенную в стоимость реализованных покупных товаров и продукции собственного изготовления [20, с.46].

При использовании стоимостной схемы учета возникает проблема с определением суммы выручки в разрезе покупных товаров и продукции собственного производства с разными ставками НДС.

Необходимо организовать раздельный оперативный учет, чтобы на его основе вести раздельный бухгалтерский учет оборотов по реализации покупных товаров и продукции собственного производства.

Приближение унифицированных форм документов к международным стандартам повлечет за собой их абсолютное заполнение. Бухгалтерскому аппарату следует ужесточить контроль за документацией, что бы не было злоупотреблений со стороны материально ответственных лиц, а также контролирующих их органов.

В условиях рыночной экономики ведение бухгалтерского учета основывается на самом широком использовании современной вычислительной техники, что является важным средством дальнейшего совершенствования  учетной информации в управлении объектом общественного питания. Автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии, методик, применения более совершенных форм бухгалтерских регистров, разработки оптимального технологического процесса ввода и обработки данных, сокращения документооборота, создание массивов постоянной информации. Правильно подобранная система автоматизации позволяет закрепить основные принципы учетной политики еще на этапе настройки программно-аппаратного комплекса.

При покупке программного обеспечения существенным моментом является выбор разработчика и поставщика системы. Это должна быть фирма, хорошо зарекомендовавшая себя и известная на рынке. Следует выяснить, каким образом фирма осуществляет внедрение системы и техническую поддержку, в какие сроки проводится корректировка системы в случае изменения законодательства.

Еще один момент – отношение между ценой и качеством. Если организация небольшая, то для ее автоматизации могут не понадобиться функции, присущие крупной организации. Иными словами, программное обеспечение не должно быть избыточны, тем не менее оно должно обладать маштабируемостью [35, с.260].

Опираясь на вышеизложенные факторы по выбору программы, Чаусский объект общественного питания для автоматизированной обработки учета товарных запасов и товарооборота приобрел программу «АРМ – Бухгалтера», разработанную Минским вычислительным центром Белкоопсоюза в начале 80-х гг.

В настоящее время на объекте общественного питания Чаусского райпо автоматизирован практически весь учетный процесс по счетам бухгалтерского учета.

Организация обработки информации с использованием этой программы представлена на рисунке 2.4.1.

                          

Рис. 2.4.1.  Организация обработки информации при использовании программы «АРМ                                – Бухгалтера» [39, с.91]

Следует выделить некоторые функции программы: разрабатываются коды учетных номенклатур (справочники, коды операций, электронная картотека и т.д.); разрабатывается структура плана счетов.

Нормативно-справочная информация позволяет сэкономить время на ввод данных. При обработке отчетов материально ответственных лиц, в зависимости от кода операции вводится приходная и расходная его часть, а также общая их сумма. В конце месяца составляют выходные документы, заменяющие ручные регистры бухгалтерского учета по счету 41 «Товары», субсчету 3 «Товары, продукты и тара в общественном питании»: оборотно-сальдовая ведомость, сводная оборотная ведомость по синтетическим счетам, расшифровка по аналитическим счета, группировка сумм товарооборота и ряд других. В программе есть некоторые шаблоны бухгалтерских проводок, закрепленных за соответствующими видами бухгалтерских операций. При необходимости пользователь корректирует их и суммы по ним.

К недостаткам «АРМ – Бухгалтера» относят: ее интерфейс, финансовый и человеческий фактор.

Сейчас в Республике Беларусь существует целый ряд программных программных продуктов: 1C: Бухгалтерия, Турбо, Галактика, Анжелика и другие программы в области автоматизации учета в объектах общественного питания.  Технология этих обработок базируется на использовании on-lain и of-lain технологии. Здесь учет в торговом зале ведется в количественно-суммовом разрезе, передача данных осуществляется ежедневно различными способами (по сети, через модем, дискету). Достоинства данной технологии - оперативность данных, контроль и манипулирование за товарными запасами и товарооборотом.

По мнению автора, объект общественного питания Чаусского райпо должен внедрить комплексную автоматизацию бухгалтерского учета, что позволит один раз вводить первичную информацию, создать информационный банк, обеспечить автоматизированную обработку данных и оперативность учета, устранить дублирование информационных потоков, значительно сократить затраты труда и рабочего времени.

Применив вышеизложенные рекомендации синтетического и аналитического учета можно значительно увеличить товарооборот, снизить расходы на производство продукции, реализацию покупных товаров и готовых блюд, что увеличит сумму дохода общественного питания и приведет к более рентабельной работе.