Организация и методика бухгалтерского учета товарных запасов, выручки от реализации товаров и продукции собственного производства и товарооборота объектов общественного питания, пути его совершенствования, страница 3

Контроль за правильностью установления цен, применения торговых надбавок и наценок общественного питания подразделяется на внутренний и внешний.

Экономисты по ценам  проверяют правильность установления цен на поступившие товары, обоснованность продажных цен на реализуемые покупные товары и продукцию собственного производства.

Бухгалтер-калькулятор исчисляет продажные цены и контролирует их соблюдение. Бухгалтер отдела учета товаров и тары контролирует применение цен при проверке приложенных документов к отчетам материально ответственных лиц.

Ревизор осуществляет контроль за ценами при проведении инвентаризации.

На республиканском уровне контроль за ценами осуществляет Департамент антимонопольной и ценовой политики Республики Беларусь; на местном уровне – горисполкомы и облисполкомы, инспекции по контролю за ценами, налоговые органы и т. д.  [7, с.245].

Подводя итог, нужно отметить, что работники бухгалтерии объекта общественного питания Чаусского райпо на покупные товары и продукцию собственного производства формируют цены, руководствуясь принятыми и утвержденными нормативными документами. Это имеет принципиально важное значение. Так как нарушение установленного порядка формирования цен отрицательно сказывается на финансовом результате объекта питания: доход от завышения цен и штрафные санкции уплачиваются в бюджет из прибыли, а занижение цен ведет к недополучению дохода от реализации продукции и покупных товаров. Поэтому на материально ответственных лиц при формировании цены возложена большая ответственность, контролируемая бухгалтерией.

А в целях улучшения финансового результата и повышения эффективности их работы объекту питания необходимо искать пути по уменьшению стоимости блюд без снижения их качества, применять более низкие уровни наценок. Клиента следует привлечь доступной ценой, качеством приготовленных блюд и культурой обслуживания.

2.2. Документальное оформление поступления, приемки и отпуска товаров и продукции собственного производства. Отчетность материально ответственных лиц

Каждый факт хозяйственной жизни организации должен быть оформлен соответствующим документом.

Положением по бухгалтерской отчетности предусматривает следующие обязательные реквизиты любого документа: наименование документа (формы), код формы, дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители (в количественном и стоимостном выражении), наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.

На базе торговых объектов общественного питания для хранения необходимого запаса покупных товаров и продуктов создаются распределительные склады, производство собственных изделий осуществляется в цехах по производству продукции и кухнях, сеть магазинов, баров предназначенных для реализации покупных товаров, продукции собственного производства [33, с.191].

На распределительный склад объекта общественного питания покупные товары и продукты поступают от поставщиков в соответствии с заключенными договорами поставки. На объект общественного питания Чаусского райпо покупные товары и продукция доставляются преимущественно автомобильным транспортом. Практикуют централизованный завоз товаров поставщиком или вывоз транспортом объекта питания.

Если договором поставки предусмотрено предварительная оплата товаров, то документальное оформление начинается с выписки поставщиком счета-фактуры на оплату товаров, на основании которого покупатель оформляет платежное поручение в трех экземплярах и осуществляет оплату. Поступление и оприходование подтверждает товарно-транспортная накладная форма ТТН-1 и товарная накладная формы ТН-2 (приложение П).

К товарно-транспортной (товарной) накладной прикладываются документы, удостоверяющие качество покупных товаров и продуктов и их безопасность.

На объекте питания Чаусского райпо ведется журнал учета получаемых от поставщиков первичных товарных, платежных и расчетных документов.

Приемку покупных товаров и продукции на складе поставщика, от станции железной дороги, а также доставленных в порядке централизованной доставки, производит уполномоченное лицо (заведующий складом, экспедитор) при предъявлении доверенности (приложение Р).

В случае обнаружения недостачи, повреждения или порчи груза, составляется коммерческий акт, подтверждающий признание перевозчиком вины. В объекте общественного питания Чаусского райпо на фактически поступивший товар составляется товарно-транспортная накладная, заменяющая коммерческий акт.

Приемка товаров на складе по количеству и качеству осуществляется путем сверки фактического количества и качества товара с данными сопроводительных документов поставщика. В случае обнаружения расхождений в количестве поступивших товаров с данными сопроводительных документов поставщика, составляется акт об установленном расхождении при приемке товаров (продукции) по количеству. Приемка товаров по качеству оформляется актом приемки товара по качеству и комплектности [29, с.211].

Отпуск  покупных товаров продуктов и тары со склада объекта питания Чаусского райпо в цех, буфеты, магазины производится на основании поступивших от них заказов и заявок (приложение С). На отпускаемы покупные товары, продукты и тару оформляется товарно-транспортная (товарная) накладная (приложение Т).

На складе объекта общественного питания Чаусского райпо в установленные учетной политикой сроки (1 раз в семь дней) заведующий складом составляет Отчет о движении товаров и тары по складу (приложение У), на основании первичных документов, а также данных об остатках товаров, продуктов и тары. В приходной части отчета на основании первичных документов на поступление покупных товаров, продуктов и тары подсчитывается общая сумма оприходованных товаров, продуктов и тары за отчетный период. В расходной части на основании первичных документов на выбытие товаров, продуктов и тары подсчитывается общая сумма выбывших со склада товаров, продуктов и тары за отчетный период. В обоих частях отчета указывается остаток товаров и тары на начало и конец отчетного периода, производится группировка сумм по корреспондирующим счетам.