Исследование коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов продовольственных товаров в Глусском райпо, страница 2

 Предприятиями потребкооперации за 2003 год выпущено продовольственных товаров на сумму 255,2 млрд.руб., что превысило аналогичный показатель за 2002 год на 22,5 млрд.руб. и составило 5,3% от общереспубликанского выпуска продовольственных товаров. Однако отрицательное отклонение по всем группам товаров в натуральном выражении свидетельствует о снижении производства, а прирост в стоимостном выражении обусловлен повышением цен в 2003 году по сравнению с 2002 годом. Наблюдается также высокий удельный вес некоторых групп продтоваров в общереспубликанском выпуске.

Известно, что производственные мощности кооперативных предприятий используются почти наполовину, а иногда и меньше. Износ основных фондов составляет 40%. Производственная номенклатура кооперативных предприятий насчитывает более 1500 наименований изделий, в том числе свыше 100 наименований хлебной продукции, около 170 – колбасных изделий, свыше 120 наименований фруктовых, овощных и мясных консервов. Продукция кооперативных предприятий реализуется в основном на внутреннем рынке.

Главным направлением кооперативной промышленности является хлебопекарное производство, которое организовано в 90 районах республики, причем в 68 районах население обеспечивается хлебной продукцией только предприятиями потребкооперации. Удельный вес хлеба и хлебобулочных изделий в общем объеме потребительских товаров за 2003 год составил 28%. Половина прибыли в промышленности в 2003 году подучена от хлебопечения. Но качество хлеба – самое узкое место работы системы. Перевооружение данной отрасли, приобретение нового оборудования, позволяющих решать вопрос низкого качества и повысить эффективность работы – главное направление в хлебопечении. За 2003 год приобретено и  установлено 50 новых хлебопекарных печей, а всего заменено на новые 60% от их общего количества, так как старые не рассчитаны на объемы, производимые на них, и являются затратными, резко увеличивают себестоимость продукции, не улучшая ее качества. Совершенствование хлебопечения приобретает еще большую актуальность ввиду того, что потребкооперация  не может отказаться от данного производства, так как особенности торговли хлебобулочной продукцией требуют ее ежедневного завоза  в розничную торговую сеть в сравнительно небольших партиях. Ориентироваться на государственное хлебопечение и возить хлеб за 100-200 км – нерационально и связано с высокими издержками.

Важным моментом в кооперативной промышленности является консервное и овощесушильное производства, которые являются продолжением заготовительной деятельности и нуждается в коренных преобразованиях. В результате оптимизации количества организаций и концентрации производства консервов мощности по выпуску плодоовощных консервов в 2003 году уменьшились по сравнению с 2000 на 70 млн. условных банок или на 51%. По вкусовым качествам, биологической и пищевой ценности консервная продукция потребкооперации не уступает зарубежной. Не соответствует современному уровню фасовка и внешнее оформление продукции. Она по-прежнему, как и многие десятилетия назад, фасуется в стеклянные банки с закатывающимися крышками.

Что касается колбасного производства, то потребкооперация создала цехи по выпуску колбасных изделий практически во всех районах. Большинство из них располагает всеми необходимыми условиями для выработки продукции в соответствии с потребностями районов. Ассортимент вырабатываемых колбасных изделий насчитывает около 170 наименований. В связи с уменьшением ресурсов животноводческого сырья, концентрации производства мясопродуктов на крупных мясокомбинатах снизились и объемы выработки колбасных изделий на 7,3тыс. тонн в 2003 году по сравнению с 2002 годом, что составило 37%. Это связано с тем, что в связи с ростом цен изменилась структура ассортимента потребляемой продукции конечным потребителем и привело к необходимости изменения структуры выпускаемой продукции и увеличению удельного веса вареных колбас. Вареные колбасы, выпускаемые производственными предприятиями потребкооперации, отличаются низкой конкурентоспособностью по сравнению с аналогичной продукцией, выпускаемой другими производителями. В условиях насыщения рынка перед работниками колбасного производства стоит задача по повышению качества продукции, расширению ассортимента, увеличению сроков реализации, внедрению новых технологий.

В настоящее время кооперативные предприятия уступают в конкуренции предприятиям государства, а также предприятиям частников из-за более высоких цен на некоторые виды продукции. В этой связи усилия производственников должны быть направлены на всемерное сокращение затрат на производство и реализацию продукции. снижение ее себестоимости. Во многом сохраняется структура производства, характерная для дореформенного периода и недостаточно учитывающая современные тенденции на рынке. Замедлено обновление производственных фондов, недостаточно проводится работа по внедрению прогрессивных технологий, мало выпускаеся новых видов продукции. Направленные правлением кооперативных организаций средства на техническое перевооружение промышленных предприятий и цехов носят в основном локальный характер, обеспечивающий сохранение материально-технической базы в рабочем состоянии, и не решает вопросов коренной модернизации производства.

2)  Общественное питание. Является одной из важнейших отраслей деятельности потребительской кооперации. Деятельность предприятий общественного питания направлена на стабильное обеспечение обслуживаемого населения продукцией собственного производства, расширение ассортимента, повышение качества продукции и культуры обслуживания.

    Товарооборот предприятий общественного питания развивался более высокими темпами, чем в розничной сети и составил за 2003 год 180767млн.р. (или 133,2% в действующих и 109,0% в сопоставимых ценах к 2002 году), производство собственной продукции составило 127592 млн.р. (или 70,6% товарооборота предприятий). (2, с.2)