Учебное пособие по дипломному проектированию по изготовлению деталей, узлов и агрегатов авиадвигателей, страница 2

- Элементы научных исследований, выполняемых по линии УИРС и НИРС по тематике проекта.

- Использование научно-технического потенциала России (оборудование, авторские свидетельства, патенты, производственный опыт).

- Использование опыта зарубежных стран.

- Использование ЭВМ и микропроцессорной техники.

Возможно выполнение комплексного дипломного проекта группой студентов, но с четким разграничением задач, решаемых каждым студентом.

Рекомендуется использовать также метод сквозного проектирования, который заключается в том, что тема (или ее составные части) сначала разрабатывается в виде курсовых проектов и работ, а затем дополняется и углубляется в дипломном проекте.

1.2.2. Объекты проектирования и состав проектов

По первому типу проектов могут быть любые из основных производственных цехов завода. При этом подробно разрабатывается технологический процесс и производственный участок с подбором и планировкой оборудования для обработки деталей или группы деталей. Цех в целом проектируется по укрупненным показателям.

Состав проекта включает:

- конструктивно-технологическую проработку объекта производства ()агрегата, узла, детали();

- технологическую часть;

- спец, часть или элементы УИРС и НИРС;

- конструкторскую часть;

- проектирование цеха, заданного участка и мероприятий по гражданской обороне;

- организационно-экономические разработки;

- разработки мероприятий по охране труда, по охране окружающей среды и противопожарные меры;

- выводы.

В разделе "спецчасть" дипломных проектов механических, механосборочных цехов (первый тип проекта), а также при разработке технологических процессов (второй тип проекта) должен решаться вопрос автоматизации производственных процессов. Этот раздел является обязательной и наиболее важной частью всех технико-экономических разработок. Для решения задач в этой области в качестве примеров могут быть рекомендованы:

- организация ГАУ для изготовления группы однородных деталей;

- комплексная автоматизация производства;

- разработка составных частей САПР ТП и баз данных технологического назначения;

- автоматизация универсальных и специализированных станков;

- разработка адаптивных систем автоматического управления процессом обработки;

- автоматизация рабочих циклов шлифования, хонингования, притирки точных деталей на основе средств автоматического контроля и др.

По второму типу проектов могут быть выбраны основные детали (или группа деталей) авиадвигателя, агрегатов.

В проекте подробно разрабатывается технологический процесс и производственный участок, с подбором и планировкой оборудования (участок из станков с ЧПУ, управляемых от ЭВМ, участок групповой обработки, гибкая производственная система и т.д.).

Состав проекта включает:

- конструктивно-технологическую проработку объекта производства (детали или группы деталей);

- технологическую часть;

- развитую экспериментально-исследовательскую часть;

- конструкторскую часть;

- проектирование участка и мероприятия по гражданской обороне;

- организационно-экономические разработки;

- разработки мероприятий по охране труда, по охране окружающей среды и противопожарные меры;

- выводы.

По третьему типу проектов выбор объектов проектирования должен быть связан с созданием принципиально новой техники, обеспечивающей внедрение новых технологий, таких как лазерная и плазменная, технологии с использованием сверхвысоких давлений и импульсных нагрузок и т.д.

Или должен решаться вопрос автоматизации и механизации производства, позволяющий повысить производительность и снизить себестоимость изготовления деталей.

Объектами проектов технологического оборудования могут быть:

- металлорежущие, электрохимические и электрофизические, специализированные полуавтоматические и автоматические станки для выполнения отдельных технологических операций;

- групповые автоматические линии с ЧПУ или с управлением от ЭВМ для серийного изготовления однородных деталей разных типо-размеров;

- роботы и манипуляторы (универсальные и специализированные) для обслуживания станков и технологических установок с цикловым и числовым программным управлением;

- модернизация универсальных или специализированных станков различного назначения с целью расширения их технологических возможностей и повышение эффективности: автоматизация таких станков на основе ЧПУ;

- универсальные и специализированные контрольно-измерительные стенды для комплексного контроля сложных деталей с быстросменными наладками;

- контрольно-измерительные машины с ЧПУ;

- полуавтоматические и автоматические приборы и стенды для точной настройки регулируемых режущих инструментов к многоцелевым станкам с ЧПУ.

Состав проекта включает:

- проработку конструкции объекта производства (узла, детали);

- технологическую часть;

- анализ состояния вопроса, имеющейся техники (ее преимущества, недостатки), выводы;

- разработку технического задания на проектирование;

- конструкторскую часть;

- оценку технико-экономической эффективности;

- организацию проектных разработок с построением сетевого графика;

- разработки мероприятий по охране труда, по охране окружающей среды, противопожарные мерам и гражданской обороне;

- выводы.

По четвертому типу проектов могут быть выбраны корпусные детали или детали типа "тел вращения" и др., где разрабатываются системы АПТП и решается комплекс задач по технологической подготовке производства, т.е. производится разработка маршрутных и операционных технологий, проектирование приспособлений и инструмента и оптимизация технологического процесса. Объектами дипломного проекта или его разделом может быть предложена следующая тематика:

1. Разработка структуры и моделей систем автоматизированного проектирования типовых и единичных технологических процессов механообработки деталей двигателя.

2. Разработка автоматизированных информационно-поисковых систем (ИПС) технологического оборудования, режущего и контрольно-измерительного инструмента, приспособлений, инструмента и оснастки для ЭХО и ЭФО.