Сократ и его роль в истории философии

Страницы работы

Содержание работы

Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт

IV курс, заочное отделение

Миссионерский Факультет

История Философии

СОКРАТ И ЕГО РОЛЬ

В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Дашко Лия

Москва 2003 г.


ПЛАН

1.  Введение. Проблемы досократовской философии.

2.  Жизнь и деятельность Сократа.

3.  Письменные свидетельства о Сократе.

4.  Особенности сократовской философии.

5.  Сократические школы.

6.  Значение Сократа в истории философии.

СОКРАТ – античный философ, воплощенный идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества. Он представляет центральную фигуру гре­ческой философии.

С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории ан­тичной философии на до- и после-сократовскую. Интерес ранних фило­со­фов VI – V вв. был обращён в большей степени к натурфилософии. Их размышления сводил­ись, в основном, к познанию окружающего мира. Философы это­го пе­ри­ода – Фа­лес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Парменид, Эмпидокл, Анак­сагор и др. – называют досократиками.

Последующее поколение софистов (от греч. sophistes – искусник, мудрец, лжемудрец) – профессиональных учителей философии и красноречия 2-й пол. V – 1-й пол. IV вв. до н.э., к которому относятся Протагор, Горгий, Гиппий, Про­дик, Антифонт, Критий и др., про­являло интерес к этико-поли­ти­ческим темам, главная из которых – вос­пи­тание добродетельного человека и гражданина. Для софитов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о природе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека в обществе, критика традиционной морали. Они скептически относились к воз­можности по­знания окружающего мира, отрицая наличие объективной истины. Ими была раз­­ра­ботана риторическая, логическая и лингвистическая теория «убе­дительной речи».

Мыслители до Сократа занимались не только философией, как таковой, но и учением о природе – физикой в нашем понимании, учением о жизни, тем, что мы называли бы биологией. Сократ первым обратил особое внимание на не­обходимость познания человеком своего внутреннего мира, усовершенство­ва­ния самого себя.

Сократ пришел к выводу, что существует объективная истина и человек мо­жет её познать. Если истина существует объек­тив­но, то существуют объек­тив­но и законы мышления. И тот факт, что софисты могут ар­гумен­ти­ро­вать и убеждать, лишь подтверждает существование абсолютного и объек­тив­ного раз­ума.

Можно отметить, что происхождение самого термина «философия» уче­ник Сократа Платон приписывает своему учителю. Впервые это древ­негречес­кое слово, точнее, глагол «фи­лософствовать», употребил Геродот. Философы же приписывают введение термина «философия» Пифагору – одному из первых древ­негреческих философов, который, впрочем, определения философии не ос­та­вил, поскольку ничего не писал. А вот Платон, писавший свои произведения в форме диалогов, непосредственно указывает, что термин «философия» ввел Со­к­рат. Он жил в эпоху, когда активно действовали софисты – му­д­рецы, которые обу­чали всех желающих раз­лич­ного рода наукам. Сократ же ут­верждал, что под­линным софистом, мудрецом является один лишь Бог. Человек же может быть только лишь любителем мудрости, фило­со­фом (от греч. phileō – люблю и sophia – мудрость). Таким образом, Сократ противопоставлял себя со­фистам и в этом противопоставлении и поя­вился впервые термин «философия». В этом смысле данный термин употребляет и сам Пла­тон, ученик которого Арис­то­тель противопоставил философию дру­гим наукам и ввел классификацию наук, в ко­торой первое место занимала именно философия. После Аристотеля термин «фи­­лософия» уже прочно утвердился в древнегреческом языке.

Жизнь Сократа, согласовавшаяся с его учением, заслуживает столь же пристального внимания, как и его философия.

Сократ родился в 469 году до Рождества Христова в Афи­нах. Он был сы­ном малоизвестного скульптора Софро­нис­ка и повивальной бабки Фэнареты. Сам Сократ называл себя ауто­дидактом. Отец обучил его искусству ваяния, и впо­с­ледствии по­ка­зы­вали фигуры трёх харит на Парфеноне, соз­данные Со­к­ра­том. Сократ полагал, что искусство, и в особенности скульптура, призваны изо­б­ражать не только тело, но и душу и «именно это в нём является наиболее инте­рес­ным, приятным, очаровательным, увлекательным и захватывающим» [1, с. 95]. Акушерс­кое искусство матери Сократ ис­пользовал в своей философии, на­зывая ее май­евти­кой, или по­вивальным ис­кус­ством. Философия Анакса­го­ра про­­из­ве­ла на Со­к­рата глу­бокое впе­чат­ле­ние, его спириту­алис­ти­ческие тен­ден­ции наш­ли себе в фи­ло­софии Сократа бла­годатную почву. Вероятно, имен­но в раннем возрасте Сок­рат, следуя Анаксагору, изучал природу, но в после­ду­ющем от этого от­ка­зался, считая, что философия должна быть учением о человеке, а не о при­роде.

Диоген Лаэртский (1-я пол. III в.), древнегреческий писатель, автор ком­пи­лятивного сочинения по истории греческой философии, доводит до своих чи­та­телей некоторые интересные моменты из жизни Сократа, теснейшим образом связанной с его философией. «Так как в спорах он был сильнее, то нередко его ко­лотили и таскали за волосы, а еще того чаще – осмеивали и по­но­сили. Он при­­нимал все это не противясь. «Однажды даже, получив пинок, он и это стер­пел. А когда кто-то подивился, он ответил: Если бы меня лягнул осел, стал бы я на него подавать в суд?» [2, с.25]. Сократ вёл настолько здоровый образ жизни, что когда Афины охватила чума, он один остался невредим. Он говорил о себе хорошо известными нам теперь словами: «Большинство людей живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить» [2, с.25].

Древние указывают на наружность Сократа, который походил на силена, как характерный признак победы внутренней духовной красоты над внешним безобразием. Любопытный анекдот, который приводит в своей статье философ Э.Л. Радлов, доказывает силу борьбы Сократа со своими наклонностями: физи­о­гномист Зопир, встретив однажды мудреца, беседующего с учениками, стал ут­верждать, рассмотрев черты лица философа, что он родился с дурными наклон­ностями. Ученики Сократа рассмеялись, но он остановил их словами о том, что он действительно появился на свет с дурными наклонностями, но силою своей воли поборол их.

В отличие от своих афинских пред­шественников-философов Сократ не пред­принимал путешествий из Афин. В диалоге «Федр» Платон доводит до нас слова Сократа: «Камни и деревья ничему не могут меня научить, не то что люди в го­роде» [2, с.24]. И если вспомнить его основной тезис: «познай самого себя», то становится понятно, что путешествия для Сократа вовсе не были чем-то со­вер­­шенно необходимым.

Злая жена Сократа Ксантиппа и сопряженные с нею семейные невзгоды не помешали ему выполнить гражданский долг по отношению к своей родине. «Оте­­чество, – говорил Сократ, – почтеннее и матери, и отца, и всех предков» (Кри­тон) [3, с.740]. Пламенный патриотизм Сократа выразился в известной мыс­­ли о том, что он бы афинянином еще в утробе матери и желает умереть им. В ка­честве тяжело­во­оружен­но­го воина – гоплита – Сократ участвовал в трех по­ходах в Делион, По­тидею и Ам­фиполис. Он, как указывает Диоген Лаэртский, проявил себя доста­точно храбрым воином, так что даже в отступлении Сократ шёл последним, ре­ши­тельно отражая натиск врага. Впоследствии глубокое чув­ство патриотизма философа явилось одной из причин, по которой он ре­шитель­но от­­кл­онил бегство из темницы, предложенное ему друзьями.

Похожие материалы

Информация о работе