Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт
IV курс, заочное отделение
Миссионерский Факультет
История Философии
СОКРАТ И ЕГО РОЛЬ
В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Дашко Лия
Москва 2003 г.
ПЛАН
1. Введение. Проблемы досократовской философии.
2. Жизнь и деятельность Сократа.
3. Письменные свидетельства о Сократе.
4. Особенности сократовской философии.
5. Сократические школы.
6. Значение Сократа в истории философии.
СОКРАТ – античный философ, воплощенный идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества. Он представляет центральную фигуру греческой философии.
С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на до- и после-сократовскую. Интерес ранних философов VI – V вв. был обращён в большей степени к натурфилософии. Их размышления сводились, в основном, к познанию окружающего мира. Философы этого периода – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Парменид, Эмпидокл, Анаксагор и др. – называют досократиками.
Последующее поколение софистов (от греч. sophistes – искусник, мудрец, лжемудрец) – профессиональных учителей философии и красноречия 2-й пол. V – 1-й пол. IV вв. до н.э., к которому относятся Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др., проявляло интерес к этико-политическим темам, главная из которых – воспитание добродетельного человека и гражданина. Для софитов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о природе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека в обществе, критика традиционной морали. Они скептически относились к возможности познания окружающего мира, отрицая наличие объективной истины. Ими была разработана риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной речи».
Мыслители до Сократа занимались не только философией, как таковой, но и учением о природе – физикой в нашем понимании, учением о жизни, тем, что мы называли бы биологией. Сократ первым обратил особое внимание на необходимость познания человеком своего внутреннего мира, усовершенствования самого себя.
Сократ пришел к выводу, что существует объективная истина и человек может её познать. Если истина существует объективно, то существуют объективно и законы мышления. И тот факт, что софисты могут аргументировать и убеждать, лишь подтверждает существование абсолютного и объективного разума.
Можно отметить, что происхождение самого термина «философия» ученик Сократа Платон приписывает своему учителю. Впервые это древнегреческое слово, точнее, глагол «философствовать», употребил Геродот. Философы же приписывают введение термина «философия» Пифагору – одному из первых древнегреческих философов, который, впрочем, определения философии не оставил, поскольку ничего не писал. А вот Платон, писавший свои произведения в форме диалогов, непосредственно указывает, что термин «философия» ввел Сократ. Он жил в эпоху, когда активно действовали софисты – мудрецы, которые обучали всех желающих различного рода наукам. Сократ же утверждал, что подлинным софистом, мудрецом является один лишь Бог. Человек же может быть только лишь любителем мудрости, философом (от греч. phileō – люблю и sophia – мудрость). Таким образом, Сократ противопоставлял себя софистам и в этом противопоставлении и появился впервые термин «философия». В этом смысле данный термин употребляет и сам Платон, ученик которого Аристотель противопоставил философию другим наукам и ввел классификацию наук, в которой первое место занимала именно философия. После Аристотеля термин «философия» уже прочно утвердился в древнегреческом языке.
Жизнь Сократа, согласовавшаяся с его учением, заслуживает столь же пристального внимания, как и его философия.
Сократ родился в 469 году до Рождества Христова в Афинах. Он был сыном малоизвестного скульптора Софрониска и повивальной бабки Фэнареты. Сам Сократ называл себя аутодидактом. Отец обучил его искусству ваяния, и впоследствии показывали фигуры трёх харит на Парфеноне, созданные Сократом. Сократ полагал, что искусство, и в особенности скульптура, призваны изображать не только тело, но и душу и «именно это в нём является наиболее интересным, приятным, очаровательным, увлекательным и захватывающим» [1, с. 95]. Акушерское искусство матери Сократ использовал в своей философии, называя ее майевтикой, или повивальным искусством. Философия Анаксагора произвела на Сократа глубокое впечатление, его спиритуалистические тенденции нашли себе в философии Сократа благодатную почву. Вероятно, именно в раннем возрасте Сократ, следуя Анаксагору, изучал природу, но в последующем от этого отказался, считая, что философия должна быть учением о человеке, а не о природе.
Диоген Лаэртский (1-я пол. III в.), древнегреческий писатель, автор компилятивного сочинения по истории греческой философии, доводит до своих читателей некоторые интересные моменты из жизни Сократа, теснейшим образом связанной с его философией. «Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще того чаще – осмеивали и поносили. Он принимал все это не противясь. «Однажды даже, получив пинок, он и это стерпел. А когда кто-то подивился, он ответил: Если бы меня лягнул осел, стал бы я на него подавать в суд?» [2, с.25]. Сократ вёл настолько здоровый образ жизни, что когда Афины охватила чума, он один остался невредим. Он говорил о себе хорошо известными нам теперь словами: «Большинство людей живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить» [2, с.25].
Древние указывают на наружность Сократа, который походил на силена, как характерный признак победы внутренней духовной красоты над внешним безобразием. Любопытный анекдот, который приводит в своей статье философ Э.Л. Радлов, доказывает силу борьбы Сократа со своими наклонностями: физиогномист Зопир, встретив однажды мудреца, беседующего с учениками, стал утверждать, рассмотрев черты лица философа, что он родился с дурными наклонностями. Ученики Сократа рассмеялись, но он остановил их словами о том, что он действительно появился на свет с дурными наклонностями, но силою своей воли поборол их.
В отличие от своих афинских предшественников-философов Сократ не предпринимал путешествий из Афин. В диалоге «Федр» Платон доводит до нас слова Сократа: «Камни и деревья ничему не могут меня научить, не то что люди в городе» [2, с.24]. И если вспомнить его основной тезис: «познай самого себя», то становится понятно, что путешествия для Сократа вовсе не были чем-то совершенно необходимым.
Злая жена Сократа Ксантиппа и сопряженные с нею семейные невзгоды не помешали ему выполнить гражданский долг по отношению к своей родине. «Отечество, – говорил Сократ, – почтеннее и матери, и отца, и всех предков» (Критон) [3, с.740]. Пламенный патриотизм Сократа выразился в известной мысли о том, что он бы афинянином еще в утробе матери и желает умереть им. В качестве тяжеловооруженного воина – гоплита – Сократ участвовал в трех походах в Делион, Потидею и Амфиполис. Он, как указывает Диоген Лаэртский, проявил себя достаточно храбрым воином, так что даже в отступлении Сократ шёл последним, решительно отражая натиск врага. Впоследствии глубокое чувство патриотизма философа явилось одной из причин, по которой он решительно отклонил бегство из темницы, предложенное ему друзьями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.