Занимался Сократ и политической деятельностью, о чем свидетельствует «Апологии Сократа» Платона, но ушел из этой сферы, так как увидел, что его принуждают делать то, чего он не хочет. Он был в Совете во времена тридцати тиранов и проявил величайшее мужество в том, что противодействовал возбужденному народу в деле об осуждении победителей при Аргенузах (406 г.). Он воспротивился запрещению тридцати тиранов вести беседы с юношеством.
И в последующем Сократ вел вольный образ жизни, всё своё время проводя на Агоре (афинской рыночной площади), беседуя со всеми, кто желал его слушать, проповедуя свое собственное учение.
Сам о себе Сократ говорил, что он «не старался ни о чем таком, о чем старается большинство: ни о наживе денег, ни о домашнем устроении, ни о том, чтобы попасть в стратеги, ни о том, чтобы руководить народом…» [4, с.90].
Деятельность Сократа кончилось для него трагично. Софисты Анит, Милет и другие подали на философа в суд. Другие исследователи полагают, что борьба Сократа против софистов и всевозможных проявлений софистических учений не спасла «мудрейшего из греков», по определению дельфийского оракула, от того, что его же приняли за главу софистической школы и обвинили во вредной, антигосударственной деятельности и упадке народной нравственности. В любом случае, все обвинение сводилось к тому, что Сократ развращает юношество, не верит в богов, признаваемых городом Афины, и вводит новые божества.
Обвинение Сократа в безбожии, с точки зрения афинян, имело некоторое основание. Сократ, в какой то мере, можно назвать монотеистом. Он не признавал антропоморфные божества Гесиода и Гомера.
Новое божество, которому Сократ, якобы, покланялся, это его демон, о котором он часто упоминает в своих беседах. Впрочем, говорит он не о демоне, а о демоническом (to daimonion). Представление Сократа о своем демоне, который, по словам Платона, удерживал его от дурного, а по словам Ксенофонта, побуждал к добру, заключается в том, что этот демон являлся ему с помощью звука и знака с самого детства и до конца жизни. Свой внутренний голос Сократ считал своеобразным оракулом, посредством которого бог сообщает ему свою волю и, естественно, ослушаться божественных указаний он не смел. Вероятно, Сократ верил в существование реальных, хотя и невидимых существ, представляющих посредствующее звено между Богом и человеком. Именно, следуя увещанию своего демона, Сократ отказался от политической деятельности и занялся философским анализом. Об этом же внутреннем голосе мыслитель упоминает на суде, подтверждая то, что он поступает правильно, отказываясь от просьбы о помиловании. По словам философа, он никогда ему не предписывал, что нужно делать, но всегда останавливал, когда чего-то делать не следовало и поскольку в данном случае внутренний голос ничего ему не говорил, поступок его верен.
Обвинение в том, что Сократ вводит новых демонов, имело под собой зыбкое основание, потому что учение о демонах можно найти как в греческой религии, так и в философии.
Защита Сократа на суде стала поводом к написанию многочисленных «Апологий», наиболее известные из которых принадлежат Платону и Ксенофонту. Процесс кончился осуждением Сократа благодаря, возможно, его гордому поведению. Сократ говорит, что даже вынесение смертного приговора не заставит его отказаться от того образа жизни, который он вел. Бояться смерти, по его мнению, – не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Никто из смертных людей не знает, что такое смерть, не знает, что его ждет после смерти. Однако все боятся смерти. Но не это ли самое позорное невежество – думать, что знаешь то, чего не знаешь. В «Федоне» Платон устами Сократа говорит: «философия – это искусство умирать. Философия познает вечные истины, а мы в нашей жизни познаем лишь текучие временные вещи, следовательно, постигая вечные истины, мы всегда стремимся освободиться от чувственного мира, т.е. стремимся к смерти [2, с.26]. Исполнение приговора, по случаю делосских празднеств, было отложено на месяц.
В диалоге «Критон» описываются события, происходившие в то время, когда Сократ находился в тюрьме в ожидании смертной казни. Критон, подкупив стражников, пришел к учителю и предложил бежать из темницы, но Сократ отказался, поскольку всю свою жизнь он учил людей добру, а добродетельному человеку нарушать законы не подобает. Потому, своим согласием на бегство, Сократ перечеркнул бы свою жизнь. На сожаления жены о том, что Сократ умирает безвинно, он возразил: «а ты хотела, чтобы заслуженно?» [2. с.25].
В диалоге «Федон» изображается последняя беседа Сократа с его учениками. Это один из поздних диалогов Платона, поэтому там ярче просматриваются идеи самого Платона, но сюжетная линия исторична, и мы можем узнать, каковы были последние часы жизни философа.
В мае 399 г. до Р. Хр. Сократ выпил кубок яда цикуты и скончался через несколько минут в полном сознании.
В словах Сократа, которыми он обличал афинян на суде, просматривается основная линия его мысли – необходимость познания человеком самого себя и нравственного самоусовершенствования: «если вы думаете, что, убивая людей, вы удержите их от порицания вас за то, что живете неправильно, то вы заблуждаетесь. Ведь такой способ самозащиты и не вполне возможен, и не хорош, а вот вам способ и самый хороший, и самый легкий: не закрывать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше» [4, с.94]. Философ предупреждал горожан: «пойдет о вас дурная слава между людьми, желающими хулить наш город, и они будут обвинять вас в том, что вы убили Сократа, известного мудреца», но при этом скромно добавлял «конечно, кто пожелает вас хулить, тот будет утверждать, что я мудрец, пусть это и не так» [4, с.93]. Он полагал, что его соотечественники обижались на него за то, что он открывал им глаза, доказывая, что они ничего не знают, даже того, что они ничего не знают. Поэтому, по всей видимости, пифия и хотела сказать, что Сократ умнее всех людей, потому что ему известно хотя бы то, что он ничего не знает. Однако, мнение, что афиняне вскоре раскаялись в том, что вынесли такой приговор философу, исторически недостоверно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.