Сократ и его роль в истории философии, страница 6

«В истории трудно найти образ философа, образ великой человеческой лич­ности, которая была бы запечатлена в памяти потомков так ярко и так живо во всех своих индивидуальных особенностях, как образ Сократа» [5, с.259].

Преувеличить роль в истории философии личности Сократа, явившей сво­ей жизнью и своей смертью редкий пример полного согласия теории и пра­к­ти­ки, очень сложно. Не случайно дельфийский оракул в качестве ответа на воп­рос: «Кто самый мудрейший из людей?» назвал Сократа. С тех пор минуло бо­лее двух тысяч лет, но Сократ называется умнейшим и мудрейшим среди людей до наших дней.

Уже в древности на Сократа смотрели, как на истинного родоначальника фи­лософии, от которого начали свое развитие основные философские системы в Греции. Так, например, Цицерон называет его «отцом философии» и родо­на­чаль­ником нравственной философии. Он смотрит на Сократа глазами Платона и ви­дит в первом как бы предтечу идеализма второго. Но есть и другая точка зре­ния на Сократа, которая утверждает, что он был, главным образом, социальным ре­форматором и теоретической философией пользовался лишь как орудием воз­действия на умы, с целью подготовки нравственного возрождения. Защитники это­го взгляда считают главным источником знания о Сократе воспоминания Ксе­­нофонта. Но, в любом случае, всей греческой философии он дал ос­но­ватель­ный толчок.

Русский философ Э.Л. Радлов значение философии Сократа предлагает рас­сматривать с двух точек зрения – отрицательной и положительной.

С отрицательной точки зрения философия Сократа была своего рода про­тестом против субъективизма софистов и, главным образом, против теории от­но­сительности нравственных понятий. Целью его философии являлось самопоз­на­ние, как путь к постижению истинного блага. Добродетель, с его точки зре­ния, есть знание, или мудрость. Не случайно для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Сократ поставил новую проблему перед философией. Если до Сократа об­ласть знания за­ни­малась природой, являлась по сути своей натурфилософией, то с при­хо­дом Сократа она коренным образом изменяет свой предмет и главной сво­ей задачей ставит исследование человека.

С другой стороны, философия Сократа содержала в себе множество но­вых плодотворных мыслей, касающихся метода и содержания философство­ва­ния. Не взирая на то, что сократовская философия не заключала в себе си­стема­тического проведения его воззрений на Бога и человека, она послужила точкой отправления для последующего развития греческой мысли. Именно благодаря этой некоторой бессистемности и многосторонности взглядов, в дальнейшем противоположные направления философии могли одинаково успешно черпать из рассуждений Сократа идеи и подтверждения своим мыслям.

В логических приемах, которыми пользовался Сократ, было столько ин­ди­ви­­ду­ального, что мы вправе говорить об особом «сократическом методе» в фило­софии. Именно Сократ был одним из родоначальников диалектики, как спо­соба отыска­ния истины путем постановки наводящих вопросов – метода май­евтики.

Именно Сократ впервые, как говорил Аристотель, учил доказательству через наведение и показал, что самое важное в познании состоит в том, чтобы дать определение. Именно в этом русле будет развиваться философия и у Пла­тона, и у Аристотеля: в том, что познать сущность вещи можно, лишь дав ее определение.

Рассматривая теологические воззрения Сократа, нельзя не признать, что он первым из философов понял Божество, как начало нравственное. Он ука­зы­вал на сродство души с божеством и на вероятность бессмертия души и, оче­вид­но, что в его теологии, не имевшей для него самостоятельного значения, но слу­жив­шей лишь обоснованием этических принципов, заключалось возможное об­ос­­но­вание гносеологии и цельного, объективного мировоззрения.

После казни Сократа началась долгая история интеллектуальных пере­жи­ваний этой афинской трагедии, отдельные этапы которой совпадали с историей развития философии. В первую очередь это касается становления платонизма.

Появляется жанр сократического диалога, персонажем которого неиз­мен­но является Сократ, и «воспоминаний» о Сократе. Таким образом, ученики хо­те­ли рассказать о личности выдающегося философа людям, не имевшими воз­мож­­ность его знать при жизни. Авторы этих творений ставили своей целью дать по­нять последующим поколениям, какое значение может иметь жизнь Сократа для тех, кто его никогда не увидит. Читая, например, диалоги Платона, человек на­чи­нает мыслить вместе с Сократом, но Сократ не давит своим авторитетом, а воз­­действует толь­ко аргументами и силой своей мысли. Таким образом, нас убе­ж­­дает не Сократ, не Платон, доводящий до нас его идеи, а те мысли, те ар­гу­менты, которые мы при чтении сами в себе обнаруживаем.

Для этой литературы была характерна типизация персонажей, их личных качеств и всех происходящих с ними событий. В результате, имеющийся перед нами облик Сократа, возможно, исторически малодостоверен, но чрезвычайно интересен, как уникальный историко-культурный миф, к которому обращались все новые поколения философов. «Сократ первый показал, что во всякое время и во всяком возрасте, что бы с нами ни происходило и что бы мы ни делали, –  в жизни всегда есть место философии» [3, с.742].

ЛИТЕРАТУРА

1.  Татаркевич В. Античная эстетика. Искусство, М., 1977.

2.  Лега В.П. Лекции по истории философии. Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. ПСТБИ, М., 1999.

3.  Радлов Э.Л. «Сократ». Статья. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Под ред. Аросьева К.К., Петрушевского Ф.Ф. Т. 60. С-Пб., 1900.

4.  Платон. Собрание сочинений. Том 1. АН СССР, Институт Философии, «Мысль», М., 1990.

5.  Трубецкой С.Н., князь. Курс истории древней философии. ВЛАДОС, Русский двор, М., 1997.


Оценка – 5. Антонов.