«В истории трудно найти образ философа, образ великой человеческой личности, которая была бы запечатлена в памяти потомков так ярко и так живо во всех своих индивидуальных особенностях, как образ Сократа» [5, с.259].
Преувеличить роль в истории философии личности Сократа, явившей своей жизнью и своей смертью редкий пример полного согласия теории и практики, очень сложно. Не случайно дельфийский оракул в качестве ответа на вопрос: «Кто самый мудрейший из людей?» назвал Сократа. С тех пор минуло более двух тысяч лет, но Сократ называется умнейшим и мудрейшим среди людей до наших дней.
Уже в древности на Сократа смотрели, как на истинного родоначальника философии, от которого начали свое развитие основные философские системы в Греции. Так, например, Цицерон называет его «отцом философии» и родоначальником нравственной философии. Он смотрит на Сократа глазами Платона и видит в первом как бы предтечу идеализма второго. Но есть и другая точка зрения на Сократа, которая утверждает, что он был, главным образом, социальным реформатором и теоретической философией пользовался лишь как орудием воздействия на умы, с целью подготовки нравственного возрождения. Защитники этого взгляда считают главным источником знания о Сократе воспоминания Ксенофонта. Но, в любом случае, всей греческой философии он дал основательный толчок.
Русский философ Э.Л. Радлов значение философии Сократа предлагает рассматривать с двух точек зрения – отрицательной и положительной.
С отрицательной точки зрения философия Сократа была своего рода протестом против субъективизма софистов и, главным образом, против теории относительности нравственных понятий. Целью его философии являлось самопознание, как путь к постижению истинного блага. Добродетель, с его точки зрения, есть знание, или мудрость. Не случайно для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
Сократ поставил новую проблему перед философией. Если до Сократа область знания занималась природой, являлась по сути своей натурфилософией, то с приходом Сократа она коренным образом изменяет свой предмет и главной своей задачей ставит исследование человека.
С другой стороны, философия Сократа содержала в себе множество новых плодотворных мыслей, касающихся метода и содержания философствования. Не взирая на то, что сократовская философия не заключала в себе систематического проведения его воззрений на Бога и человека, она послужила точкой отправления для последующего развития греческой мысли. Именно благодаря этой некоторой бессистемности и многосторонности взглядов, в дальнейшем противоположные направления философии могли одинаково успешно черпать из рассуждений Сократа идеи и подтверждения своим мыслям.
В логических приемах, которыми пользовался Сократ, было столько индивидуального, что мы вправе говорить об особом «сократическом методе» в философии. Именно Сократ был одним из родоначальников диалектики, как способа отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – метода майевтики.
Именно Сократ впервые, как говорил Аристотель, учил доказательству через наведение и показал, что самое важное в познании состоит в том, чтобы дать определение. Именно в этом русле будет развиваться философия и у Платона, и у Аристотеля: в том, что познать сущность вещи можно, лишь дав ее определение.
Рассматривая теологические воззрения Сократа, нельзя не признать, что он первым из философов понял Божество, как начало нравственное. Он указывал на сродство души с божеством и на вероятность бессмертия души и, очевидно, что в его теологии, не имевшей для него самостоятельного значения, но служившей лишь обоснованием этических принципов, заключалось возможное обоснование гносеологии и цельного, объективного мировоззрения.
После казни Сократа началась долгая история интеллектуальных переживаний этой афинской трагедии, отдельные этапы которой совпадали с историей развития философии. В первую очередь это касается становления платонизма.
Появляется жанр сократического диалога, персонажем которого неизменно является Сократ, и «воспоминаний» о Сократе. Таким образом, ученики хотели рассказать о личности выдающегося философа людям, не имевшими возможность его знать при жизни. Авторы этих творений ставили своей целью дать понять последующим поколениям, какое значение может иметь жизнь Сократа для тех, кто его никогда не увидит. Читая, например, диалоги Платона, человек начинает мыслить вместе с Сократом, но Сократ не давит своим авторитетом, а воздействует только аргументами и силой своей мысли. Таким образом, нас убеждает не Сократ, не Платон, доводящий до нас его идеи, а те мысли, те аргументы, которые мы при чтении сами в себе обнаруживаем.
Для этой литературы была характерна типизация персонажей, их личных качеств и всех происходящих с ними событий. В результате, имеющийся перед нами облик Сократа, возможно, исторически малодостоверен, но чрезвычайно интересен, как уникальный историко-культурный миф, к которому обращались все новые поколения философов. «Сократ первый показал, что во всякое время и во всяком возрасте, что бы с нами ни происходило и что бы мы ни делали, – в жизни всегда есть место философии» [3, с.742].
1. Татаркевич В. Античная эстетика. Искусство, М., 1977.
2. Лега В.П. Лекции по истории философии. Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. ПСТБИ, М., 1999.
3. Радлов Э.Л. «Сократ». Статья. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Под ред. Аросьева К.К., Петрушевского Ф.Ф. Т. 60. С-Пб., 1900.
4. Платон. Собрание сочинений. Том 1. АН СССР, Институт Философии, «Мысль», М., 1990.
5. Трубецкой С.Н., князь. Курс истории древней философии. ВЛАДОС, Русский двор, М., 1997.
Оценка – 5. Антонов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.