Мегарская школа оказала большое влияние на возникновение в последующем школ скептического направления.
Мегарской была родственна по философскому направлению элидо-эретрийская школа. Основателем её был любимец Сократа Федон.
Наиболее знаменитой была киническая школа – школа киников, или, в латинской транскрипции, циников, названная по имени места её расположения недалеко от Афин – Киносарга. Её основателем и теоретиком был Антисфен – верный ученик Сократа, находившийся у смертного одра своего учителя. Диоген из Синопы затем практически реализовал замыслы своего учителя, касающиеся кинического образа жизни.
Антисфен вслед за Сократом утверждал, что философия нужна как способ и средство достижения жизненного блага, способ достижения счастья. Он развивал и положение Сократа о том, что знание должно быть выражено в понятиях и заключал, что каждому конкретному предмету соответствует только конкретное понятие. Общего понятия не существует, а соединить единичное и общее невозможно. В области своего внутреннего мира человек может познавать и определять, что ему хорошо, а что – плохо. Нельзя сказать объективно, что есть добро, что есть зло само по себе. Но, исходя из своих ощущений, к одним своим состояниям человек стремится, а других старается избегать. Поэтому благо существует для человека, как некоторая единичная вещь. Задача философии – привести каждого человека к познанию самого себя, которое сводится к познанию своего собственного блага.
Киники приходят к выводу, что необходимо отказаться от всех общих понятий, от общепринятых норм жизни и стремиться лишь к тому, чтобы следовать тем понятиям, которые находятся в собственной душе. Такой образ жизни мы видим у Диогена Синопского – личности неординарной, многие поступки и высказывания которого напоминают нам Сократа.
Киренсая школа была основана Аристиппом из Кирен, небольшого города в Северной Африке. Согласно Аристиппу и его учению, счастье достижимо только в личном плане и передать счастье другому невозможно. В этом он похож на киников. Поскольку счастье существует как личное счастье, а самое сильное впечатление для человека – это удовольствие, наслаждение, то задача философии состоит в правильном направлении человека к удовольствию. Все люди стремятся к удовольствиям, однако обычные люди отличаются от философа тем, что философ знает, какие блага действительно приведут к удовольствию и следует только тем удовольствиям, которые не приведут в дальнейшем к печалям. И в жизни Аристипп также следовал своей логике.
Школа была первым и единственным случаем последовательного гедонизма (от греч. hedone – наслаждение) в философии – учения о том, что целью жизни является наслаждение.
Но наиболее известная и интересная из школ, созданных последователями Сократа – Академия Платона, получившая своё наименование по имени сада, названного в честь бога Академа. По своему влиянию и продолжительности своего существования (была закрыта лишь в 525 г. по Р.Х. декретом имп. Юстиниана) платоновская Академия не имеет себе равных в античности.
Платон (428 или 427 – 348 или 347г. до Н.Э.) – гениальный ученика Сократа, который разработал свою собственную философскую систему Настоящее имя этого философа Аристокл. Прозвище «Платон» (от греч. platus – широкий) он получил, возможно, за широту своего ума. «Существует легенда о сне Сократа, который держал некрасивого утенка в руках, расправившего затем крылья и превратившегося в красивого лебедя. На следующий день Сократ встретил Платона и сказал: «Так вот кто этот лебедь, который мне приснился!» [2, с.30].
Среди принадлежавших к платоновскому кружку – Аристотель, участвовавший в его деятельности с 366 г. и до смерти Платона, его племянник Спевсипп, ставший во главе Академии после смерти учителя, Ксенократ, математик и астроном Евдокс Книдский и другие.
«Ни один из академиков, – отмечает С.Н. Трубецкой, – не обладал тем философским духом, который был потребен не только для нового развития платонизма, но даже для истинного понимания платоновской мысли. Несмотря на значительные отклонения, школа застыла на той ступени, на которой оставил её учитель» [5, с.396]. Тем не менее, платоники продолжали непрерывно учить и вплоть до 10 века. Тем самым платонизм сохранил реальные достижения античной философии не только для западного средневековья и Византии, но и для арабо-мусульманской традиции, обеспечив единство всей европейской мысли.
В центре неоплатонизма – учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом. Учение Платона, даже систематизированное в неоплатонизме в III – VI веках в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и другими направлениями, оказало огромное влияние не только на развитие европейской и восточной философской мысли, но и на христианское богословие.
Климент Александрийский (150—215), впервые попытавшийся соединить философию с христианством и разработать собственно христианскую философию, вслед за Филоном Александрийским повторил, что философия – служанка богословия. Он первым ставит проблему соотношения философии и религии, веры и разума и считает их не противоречащими друг другу, а дополняющими одна другую. Христианство, по его мнению, объединило в себе древнегреческую философию и Ветхий Завет. Господь Своим Промыслом ведет все человечество к спасению через Иисуса Христа, но все народы – разными путями: народ Израиля – посредством Закона, данного через Моисея, а народы Европы – посредством философии. Поэтому Сократ для греков – то же, что Моисей для иудеев. С этим мнением можно соглашаться или не соглашаться. Но то, что философия Сократа и его последователей оказала влияние на христианское богословие, не подлежит сомнению.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.