Фридрих Ницше – немецкий мыслитель, по праву считающийся одним из наиболее знаменитых философов современности. Он, пожалуй, как ни один другой, повлиял не только на развитие философской мысли, но и на всю культуру – литературу, искусство, на всю жизнь общества. Такие основные для философии Ницше термины, как декаданс, нигилизм, переоценка ценностей, воля к власти, сверхчеловек, и др., с его легкой руки вошли затем в культуру XIX и XX вв.
С началом нового времени развитие точных наук, технические и практические успехи привели к тому, что абсолютизированные научные категории стали переноситься на все стороны жизни. К науке стали обращаться, как к последней авторитетнейшей инстанции.
Сам Ницше не считал себя философом. Он стремился показать, что философия – вообще ошибочное учение. Он провозгласил конец философии, конец метафизики, конец религии, конец вообще любого учения о каких-либо ценностях. Будучи прямым наследником философской классики, Ницше, в то же время, четко осознавал свое место в современной философии: «Я знаю свой жребий. Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном – о кризисе, какого не было на земле, о самой глубокой коллизии совести... Я не человек, я динамит» [1, с.711].
Фридрих Ницше стал основоположником философии жизни – иррационалистического философского направления конца XIX – начала XX веков, выдвигавшего в качестве исходного понятия «жизнь», как некую интуитивно постигаемую целостную реальность.
Ницше родился 15 октября 1844 г. в местечке Рёккен у Лютцена в христианской семье. Отец его был пастором, но Фридрих его не помнил, ибо тот умер, когда мальчику было 5 лет. Некоторая особенность психики ребёнка выразилась в том, что он не говорил до трёх лет, а потом сразу начал говорить, как все дети. В 1850 г. семья переезжает в Наумбург. Учился Ницше в гимназии, а затем в элитарном интернате. Изучал древние языки и мечтал посвятить себя изучению древнего мира. В 1864-65 годах изучает теологию и филологию в Боннском университете. В декабре 1865 г. участвует в организации филологического кружка. Первое чтение Шопенгауэра потрясло юношу. Затем Ницше переводится в Лейпцигский университет, который заканчивает по специальности «античная филология». В начале 1869 года решением базельской университетской комиссии двадцатичетырехлетний Ницше утверждается в должности профессора классической филологии Базельского университета и преподавателем греческого языка без предварительной защиты кандидатской и докторской диссертаций. 23 марта Лейпцигский университет без зашиты, на основании статей, опубликованных в «Рейнском научном журнале», присуждает профессору Ницше докторскую степень.
В 1867 – 1869 годах Ницше служит в армии. В 1970 участвует во франко-прусской войне в качестве фронтового санитара. Это были полгода тяжелейших испытаний и потрясений.
В 1873 году резко ухудшается здоровье Ницше, ослабевает зрение, вплоть до невозможности самостоятельно писать. Временные улучшения состояния не спасали от всё нарастающей депрессии. С начала 1876 по сентябрь 1877 года Ницше освобожден по болезни от преподавания. Но вскоре он совершенно заболевает. За 1879 год по словам профессора, у него было сто восемнадцать приступов. Головные боли, которыми он страдал с детства, с приступами рвоты продолжались по нескольку дней. Но после каждого приступа, по собственному признанию ученого, обычно наступала необычная легкость и ясность мысли. И тогда, в перерывах между приступами болезни, Ницше писал свои произведения. Мыслитель говорит о себе: «Я сделал из моей воли к здоровью, к жизни, мою философию» [1, с.700] В июне 1879 года он уходит с преподавательской работы.
За несколько лет до смерти – а это был уже нетворческий период в его жизни – Ницше лишился рассудка, страдал галлюцинациями, манией величия, считая себя богом и сверхчеловеком. Умер Фридрих Ницше 25 августа 1900 г.
Ницше написал множество работ. Его черновые записки после смерти мыслителя собрала и издала под названием «Воля к власти» его сестра. Все работы, написанные в разные годы, отличаются афористичностью изложения. Составить определённую систему и изложить последовательно учение Ницше весьма сложно.
В философском развитии мыслителя можно выделить три основных этапа:
v Романтический, когда он находился под влиянием идей Шопенгауэра и Г.Вагнера.
v Этап так называемого «позитивизма», связанный с разочарованием в прежних кумирах и разрывом с идеалом художника, когда Ницше обращает взор к «положительным» наукам – математике, химии, биологии, истории, экономике.
v Период зрелого творчества, проникнутый пафосом идеи «воли к власти». Третий этап может быть разделен на две части:
Ø утверждающую, которая включает в себя учение о сверхчеловеке и «вечном возвращении»;
Ø негативную, включающую в себя «переоценку всех ценностей».
Первой большой работой раннего Ницше является книга «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1872). Один из её ракурсов – проблема науки, разума, «который уже здесь рассматривается как опасная, подрывающая и подменяющая жизнь сила» [2, с.711]. Первостепенную роль в развитии общества философ придает искусству. Все проблемы современной культуры он связывает с тем, что она ориентирована на науку, а наука, в свою очередь, опирается на искусственный, чуждый разум. Такое понимание культуры ляжет в основу всего учения Ницше. В этой работе он обозначает и главную проблему своей философии, выясняющую, каким путем создать такую культуру, благодаря которой человек мог бы облагородить свой внутренний мир. Нужно отметить, что работа эта не была признана в научных кругах.
Отдавая все силы изучению наук о человеке, Ницше пишет такие работы, как «Человеческое, слишком человеческое» (1874), «Утренняя заря» (1881), «Так говорил Заратустра». Перу Фридриха Ницше принадлежат такие работы, как «Несвоевременные размышления» (здесь он проявляется, как самостоятельный мыслитель), «Пестрые мнения», «Странник и его тень», «Веселая наука», «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали», «Случай Вагнера», «Сумерки кумиров», «Антихрист» (или «Антихристианин»). Его труд «Ecce homo» – автобиография, в которой он рассказывает о своем творческом пути. Сам Ницше говорит, что лучшая его работа – это «Сумерки идолов».
Ницше не успел написать основной и лучший по общепринятому мнению свой труд «Воля к власти». Его мысли, оставленные в россыпи афоризмов, отдельных понятий и суждений, были изданы после его смерти.
Вслед за датским философом С.Кьеркегором, Ницше говорит о том, что господство мышления, ориентированность на познание объективной истины ведут человека в пустоту. «Не победа науки является отличительной чертой нашего XIX века, но победа научного метода над наукой» [3, с.218]. Господство рационального опасно. «Все живое нуждается в известной атмосфере, в таинственной пелене тумана» [4, c.201]. Только в единстве рационального и иррационального может жить человек.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.