Философия Ницше и ее влияние на последующую мысль

Страницы работы

Содержание работы

План

1  Кризис европейской духовности.

2  Жизненный путь Фридриха Ницше и основные его труды.

3  Ф. Ницше – основоположник философии жизни:

3.1  жизнь, как сущность мира;

3.2  переоценка ценностей;

3.3  «воля к власти» - основной закон жизни;

3.4  идея «вечного возвращения».

4  Жизнь, как история:

4.1  методология «науки о духе»;

4.2  Цикличность истории;

5  Некоторые последователи направления философии жизни.

6  Значение философии Фридриха Ницше.

Фридрих Ницше – немецкий мыслитель, по праву счи­та­ю­щийся одним из наиболее знаменитых фи­лософов современности. Он, пожалуй, как ни один другой, повлиял не только на развитие философской мысли, но и на всю культуру – литературу, искусство, на всю жизнь общества. Такие основные для философии Ницше термины, как декаданс, нигилизм, переоценка цен­нос­тей, воля к власти, сверхчеловек, и др., с его легкой руки во­шли затем в куль­туру XIX и XX вв.

С началом нового времени развитие точных наук, технические и прак­тические успехи привели к тому, что абсолютизированные научные кате­го­рии стали переноситься на все стороны жизни. К науке стали обращаться, как к последней авторитетнейшей инстанции.

Сам Ницше не считал себя философом. Он стремился показать, что фи­лософия – вообще ошибочное учение. Он провозгласил конец философии, ко­нец метафизики, конец религии, конец вообще любого учения о каких-ли­бо ценностях. Будучи прямым на­следником философской классики, Ницше, в то же вре­мя, четко осо­знавал свое место в современной философии: «Я знаю свой жребий. Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном – о кризисе, какого не было на земле, о самой глубокой коллизии совести... Я не чело­век, я динамит» [1, с.711].

Фридрих Ницше стал основоположником философии жизни – ирраци­о­налистического философского направления конца XIX – начала XX веков, вы­двигавшего в качестве исходного понятия «жизнь», как некую интуитивно постигаемую целостную реальность.

Ницше родился 15 октября 1844 г. в местечке Рёккен у Лютцена в хри­стианской семье. Отец его был пастором, но Фридрих его не помнил, ибо тот умер, когда мальчику было 5 лет. Некоторая особенность психики ребёнка вы­разилась в том, что он не говорил до трёх лет, а потом сразу начал гово­рить, как все дети. В 1850 г. семья переезжает в Наумбург. Учился Ницше в гимназии, а затем в элитарном интернате. Изучал древние языки и мечтал по­святить себя изучению древнего мира. В 1864-65 годах изучает теологию и филологию в Боннском университете. В декабре 1865 г. участвует в орга­ни­Фридрих Ницшеза­ции филологического кружка. Первое чтение Шопен­га­у­эра потрясло юно­шу. Затем Ницше переводится в Лейп­циг­ский университет, который закан­чи­вает по специаль­ности «античная филология». В начале 1869 года реше­ни­ем базельской университетской комиссии двадцатиче­ты­рех­лет­ний Ницше утвер­ждается в должности профессора клас­сической филологии Базельского уни­верситета и пре­по­да­ва­телем греческого языка без пред­ва­ри­тельной защи­ты кан­дидатской и докторской диссер­та­ций. 23 марта Лейп­циг­ский универ­ситет без зашиты, на ос­новании статей, опу­б­ликованных в «Рейнском науч­ном жур­­нале», присуж­дает профессору Ницше докторскую сте­пень.

В 1867 – 1869 годах Ницше служит в армии. В 1970 участвует во фран­ко-прусской войне в качестве фрон­то­во­го санитара. Это были полгода тяже­лейших испытаний и потрясений.

В 1873 году резко ухудшается здоровье Ницше, ослабевает зрение, вплоть до невозможности самостоятельно писать. Временные улучшения со­стояния не спасали от всё нарастающей депрессии. С начала 1876 по сен­тябрь 1877 года Ницше освобожден по болезни от преподавания. Но вскоре он со­вер­шенно заболевает. За 1879 год по словам профессора, у него было сто восемнадцать приступов. Головные боли, которыми он страдал с детства, с приступами рвоты продолжались по нескольку дней. Но после каждого при­ступа, по собственному признанию ученого, обычно наступала необыч­ная легкость и ясность мысли. И тогда, в перерывах между присту­па­ми боле­з­ни, Ницше писал свои произведения. Мыслитель говорит о себе: «Я сделал из моей воли к здоровью, к жизни, мою философию» [1, с.700] В июне 1879 года он уходит с преподавательской работы.

За несколько лет до смерти – а это был уже нетворческий период в его жизни – Ницше лишился рассудка, страдал галлюцинациями, манией вели­чия, считая себя богом и сверхчеловеком. Умер Фридрих Ницше 25 августа 1900 г.

Ницше написал множество работ. Его черновые записки после смерти мыслителя собрала и издала под названием «Воля к власти» его сестра. Все работы, написанные в разные годы, отличаются афористичностью изло­же­ния. Составить определённую систему и изложить последовательно учение Ницше весьма сложно.

В философском развитии мыслителя можно выделить три основных этапа:

v Романтический, когда он находился под влиянием идей Шопенгауэра и Г.Вагнера.

v Этап так называемого «позитивизма», свя­занный с разочарованием в пре­ж­них кумирах и разрывом с идеалом художника, когда Ницше об­ращает  взор к «положительным» наукам – математике, химии, биологии, истории, экономике.

v Период зрелого твор­чества, проникнутый пафосом идеи «воли к власти». Третий этап может быть ­разделен на две части:

Ø утверждающую, которая вклю­чает в себя учение о сверхчеловеке и «вечном возвраще­нии»;

Ø негативную, включающую в себя «переоценку всех ценнос­тей».

Первой большой работой раннего Ницше является книга «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1872). Один из её ракурсов – проб­ле­ма науки, разума, «который уже здесь рассматривается как опасная, подрыва­ю­щая и подменяющая жизнь сила» [2, с.711]. Первосте­пенную роль в разви­тии общества философ придает ис­кусству. Все проблемы со­временной куль­туры он связывает с тем, что она ориентирована на науку, а наука, в свою оче­редь, опирается на искусственный, чуждый разум. Такое пони­мание куль­ту­ры ляжет в основу всего учения Ницше. В этой работе он обозначает и главную проблему своей философии, выясняющую, каким путем создать та­кую культуру, благодаря которой человек мог бы обла­городить свой внут­рен­­ний мир. Нужно отметить, что работа эта не была признана в научных кру­гах.

Отдавая все силы изучению наук о человеке, Ницше пишет такие рабо­ты, как «Человеческое, слишком человеческое» (1874), «Утренняя заря» (1881), «Так говорил Заратустра». Перу Фридриха Ницше принадлежат такие работы, как «Несвоевременные размышления» (здесь он проявляется, как самостоя­тель­ный мыслитель), «Пестрые мнения», «Странник и его тень», «Ве­селая наука», «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали», «Слу­чай Вагнера», «Сумерки кумиров», «Антихрист» (или «Антихристианин»). Его труд «Ecce homo» – автобиография, в которой он рассказывает о своем творческом пути. Сам Ницше говорит, что лучшая его работа – это «Сумерки идолов».

Ницше не успел написать основной и лучший по общепринятому мне­нию свой труд «Воля к власти». Его мысли, оставленные в россыпи афори­змов, от­дель­ных понятий и суж­де­ний, были изданы после его смерти.

Вслед за датским философом С.Кьеркегором, Ницше говорит о том, что господство мышления, ориентированность на познание объективной ис­тины ведут человека в пустоту. «Не победа науки является отличительной чертой нашего XIX века, но победа научного метода над наукой» [3, с.218]. Господство рационального опасно. «Все живое нуждается в известной атмо­сфере, в таинственной пелене тумана» [4, c.201]. Только в единстве рацио­нального и иррационального может жить человек.

Похожие материалы

Информация о работе