1[L.D.1] . «Просвещение – характерное для эпохи перехода от феодализма к капитализму широкое идейное движение в разных странах» [1, т.11, с.622]. Принято считать, что эпоха Просвещения началась в конце XVII (условная дата – 1588 г., Славная революция в Англии) и продолжалась около ста лет, до тех пор, пока идеи просветителей не вылились в события Великой Французской революции.
Происхождение термина «просвещение» связано с употребленной протестантским теологом Ф.Меланхтоном формулой «lumen naturale», противопоставляемой в XVII в. «lumen supernaturale». В соответствии с пониманием противопоставления света тьме, век Просвещения стал восприниматься, как век образованности, тогда как предшествующие ему века – время темноты, отсталости, мракобесия. Термин «Просвещение» встречается уже у Вольтера, И.Гердера, но окончательно он закрепился после статьи И.Канта (1784 г.).
Корень слова «свет» указывает на основную цель движения просветительсва – рассеять посредством разум «тьму» невежества, открыть человеку истину о нем самом и его природе, создать новое общество на разумных основах. Идеи просвещения, впервые сформулированные в Англии и развитые французскими мыслителями, стали известны практически всему миру.
Эпоху Просвещения можно считать временем рождения современной, базирующейся исключительно на рациональных основаниях, науки. Человеческий разуми признавался автономным, не подчиняющимся никаким авторитетам и не желающим признавать всё только на веру. В результате ослабления влияния Католической Церкви появились люди, уверенные в своём праве высказывать и отстаивать собственное мнение.
Главным научным достижением этого времени было создание на основе открытий и представлений английского физика, математика, астронома Исаака Ньютона (1643 – 1727) и французского философа и математика Рене Декарта (1596 – 1650) механистической картины мира. Декарт считал необходимым положить в основу философии принцип очевидности или непосредственной достоверности, отказавшись от всех суждений, принятых ранее на веру. Научное знание должно быть построено, как единая система, а не подборка случайных истин.
Джон Локк (1632 – 1704) предпочитал эмперически исследовать человеческий разум. Вообще, опытные знания стали занимать более важное место во всех областях знаний, особенно в медицине.
Как сообщества естествоиспытателей возникают новые научные сообщества – академии (лондонское Королевское научное общество (1660) и парижская Академия наук (1666)). Их идеологом является немецкий учёный Готфрид В. Лейбниц (1646 – 1717). За столетие Академии и научные общества возникают в разных городах Европы. Параллельно возникают экономические и аграрные общества. Зачастую подобные общества являлись официальным прикрытием деятельности тайных масонских лож, так же возникших в Англии и бурно развивашихся в эпоху Просвещения.
Своеобразным символом эпохи Просвещения, отразившим в себе весь её смысл и идеологию, стала «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел», вышедшая в 35 томах в период с 1751 по 1780 годы. Ее издание возглавляли наиболее известные члены Парижского и Лондонского обществ – франц. философ Дени Дидро (1713 – 1784) и Д’Аламбер. В дальнейшем к работе присоединились Бюффон, Монтескье, Кенэ, Тюрго, Неккер, Гольбах, Мармонтель, Руссо и др. учёные.
К.М. Андерсен говорит, что «…философия Просвещения подталкивала к размышлению о таких условиях существования, которые бы способствовали торжеству добродетели и вселенскому счастью» [2, с.40]. Ни один век истории человечества не изобиловал таким количеством утопий. Попыткой реализации одного из социальных проектов стало существовавшее в Парагвае с 1610 по 1767 г. государство иезуитов.
Идеологи [L.D.2] Просвещения (Локк, Жан-Жак Руссо (1720 – 1773), Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755)) и энциклопедисты (Дидро, Поль Анри Гольбах (1723 – 1789)) широко использовали понятие естественного права, обозначающее «совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства» [2, с.42]. С их точки зрения феодальные и абсолютистские порядки противоречили естественной справедливости. Эти идеи нашли своё отражение в американской Декларации независимости (1776), французской Декларации прав человека и гражданина (1789) и других политических документах эпохи просвещения.
2. Поводом для издания энциклики папы Льва XIII «Diuturnum illud» послужило убийство 1 марта 1881 г. российского императора Александра II.
В набирающем силу во многих странах революционном движении Церковь видит опасность для общего блага государства, его властей и населения. Именно государственная власть является фундаментом, на котором держится вся жизнь общества. Никогда человеку не удавалось совершенно уничтожить власть, а, следовательно, стали предприниматься многочисленные попытки её ослабить. Одной из таких попыток, по мнению папы, являлось реформаторское движение в XVI в., поколебавшее основу Церкви, а значит и светской власти, всегда опиравшейся на неё.
Церковь признаёт за народом право выбора формы правления, наиболее соответствующей его обычаям и нравам, а так же выбора правителя. Но сам по себе выбор «не создаёт высшей власти». Источником всякой власти, как всегда считала Церковь, является Сам Бог. При этом никакие договоры между членами какого-либо общества не способны укрепить эту власть.
Если правители требуют от своих подчинённых чего-либо, противоречащего воле и Законам Божиим, то сами они преступают пределы своей власти и лишают её «основы». В таком случае и члены этого общества могут быть избавлены от подчинения этой власти. С другой стороны, если государственная власть руководствуется в своей деятельности высшими принципами, то и у её подданных нет повода для бунтов и неповиновения ей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.