Эпоха просвещения – идеи и имена. Версальский мирный договор и его последствия

Страницы работы

Содержание работы

1[L.D.1] . «Просвещение – характерное для эпохи перехода от феодализма к капитализму широкое идейное движение в разных странах» [1, т.11, с.622]. Принято считать, что эпоха Просвещения началась в конце XVII (условная дата – 1588 г., Славная революция в Англии) и продолжалась около ста лет, до тех пор, пока идеи просветителей не вылились в события Великой Фран­цузской революции.

Происхождение термина «просвещение» связано с употребленной про­тестантским теологом Ф.Меланхтоном формулой «lumen naturale», противо­поставляемой в XVII в. «lumen supernaturale». В соответствии с пониманием противопоставления света тьме, век Просвещения стал восприниматься, как век образованности, тогда как предшествующие ему века – время темноты, от­сталости, мракобесия. Термин «Просвещение» встречается уже у Вольтера, И.Гердера, но окончательно он закрепился после статьи И.Канта (1784 г.).

Корень слова «свет» указывает на основную цель движения про­све­ти­тельсва – рассеять посредством разум «тьму» невежества, открыть человеку истину о нем самом и его природе, создать новое общество на разумных ос­но­вах. Идеи просвещения, впервые сформулированные в Англии и развитые французскими мыслителями, стали известны практически всему миру.

Эпоху Просвещения можно считать временем рождения современной, базирующейся исключительно на рациональных основаниях, науки. Чело­ве­ческий разуми признавался автономным, не подчиняющимся никаким авто­ри­тетам и не желающим признавать всё только на веру. В результате ослаб­ле­ния влияния Католической Церкви появились люди, уверенные в своём пра­ве высказывать и отстаивать собственное мнение.

Главным научным достижением этого времени было создание на осно­ве открытий и представлений английского физика, математика, астронома Исаака Ньютона (1643 – 1727) и французского философа и математика Рене Декарта (1596 – 1650) механистической картины мира. Декарт считал необ­ходимым положить в основу философии принцип очевидности или непо­сред­ственной достоверности, отказавшись от всех суждений, принятых ранее на веру. Научное знание должно быть построено, как единая система, а не по­д­борка случайных истин.

Джон Локк (1632 – 1704) предпочитал эмперически исследовать чело­ве­ческий разум. Вообще, опытные знания стали занимать более важное место во всех областях знаний, особенно в медицине.

Как сообщества естествоиспытателей возникают новые научные со­об­ще­ства – академии (лондонское Королевское научное общество (1660) и па­рижская Академия наук (1666)). Их идеологом является немецкий учёный Гот­фрид В. Лейбниц (1646 – 1717). За столетие Академии и научные об­щес­тва возникают в разных городах Европы. Параллельно возникают экономи­чес­кие и аграрные общества. Зачастую подобные общества являлись офици­аль­ным прикрытием деятельности тайных масонских лож, так же возникших в Англии и бурно развивашихся в эпоху Просвещения.

Своеобразным символом эпохи Просвещения, отразившим в себе весь её смысл и идеологию, стала «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, ис­кусств и ремёсел», вышедшая в 35 томах в период с 1751 по 1780 годы. Ее издание возглавляли наиболее известные члены Парижского и Лондонского обществ – франц. философ Дени Дидро (1713 – 1784) и Д’Аламбер. В даль­нейшем к работе присоединились Бюффон, Монтескье, Кенэ, Тюрго, Неккер, Гольбах, Мармонтель, Руссо и др. учёные.

К.М. Андерсен говорит, что «…философия Просвещения подталкивала к размышлению о таких условиях существования, которые бы способство­ва­ли торжеству добродетели и вселенскому счастью» [2, с.40]. Ни один век ис­то­рии человечества не изобиловал таким количеством утопий. Попыт­кой реа­ли­зации одного из социальных проектов стало существовавшее в Па­рагвае с 1610 по 1767 г. государство иезуитов.

Идеологи [L.D.2] Просвещения (Локк, Жан-Жак Руссо (1720 – 1773), Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755)) и энциклопедисты (Дидро, Поль Анри Голь­бах (1723 – 1789)) широко использовали понятие естественного права, обозначающее «совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продик­то­ванных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства» [2, с.42]. С их точки зре­ния фе­одальные и абсолютистские порядки противоречили естественной спра­вед­ливости. Эти идеи нашли своё отражение в американской Декла­ра­ции не­за­висимости (1776), французской Декларации прав человека и граж­да­нина (1789) и других политических документах эпохи просвещения.

2. Поводом для издания энциклики папы Льва XIII «Diuturnum illud» по­служило убийство 1 марта 1881 г. российского императора Александра II.

В набирающем силу во многих странах революционном движении Цер­ковь видит опасность для общего блага государства, его властей и населения. Именно государственная власть является фундаментом, на котором держится вся жизнь общества. Никогда человеку не удавалось совершенно уничтожить власть, а, следовательно, стали предприниматься многочисленные попытки её ослабить. Одной из таких попыток, по мнению папы, являлось рефор­ма­тор­ское движение в XVI в., поколебавшее основу Церкви, а значит и свет­ской власти, всегда опиравшейся на неё.

Церковь признаёт за народом право выбора формы правления, наибо­лее соответствующей его обычаям и нравам, а так же выбора правителя. Но сам по себе выбор «не создаёт высшей власти». Источником всякой власти, как всегда считала Церковь, является Сам Бог. При этом никакие договоры между членами какого-либо общества не способны укрепить эту власть.

Если правители требуют от своих подчинённых чего-либо, противо­ре­ча­щего воле и Законам Божиим, то сами они преступают пределы своей влас­ти и лишают её «основы». В таком случае и члены этого общества могут быть избавлены от подчинения этой власти. С другой стороны, если госу­дар­ственная власть руководствуется в своей деятельности высшими прин­ци­па­ми, то и у её подданных нет повода для бунтов и неповиновения ей.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
66 Kb
Скачали:
0