Философия Ницше и ее влияние на последующую мысль, страница 3

Греческий народ глубоко чувствовал пафос жизни, ощущал её таинст­венные корни. Волевые усилия и действие не были разделены, и мощное ощу­­щение радости жизни отражалось в искусстве. В духовной жизни древ­ней Гре­ции сочетались два начала – «дионисийское» (импульсивное, стих­ийно-жизненное), по пути подавления которого пошла современная цив­и­ли­зация и «аполлоновское» (размеренно-разумное). Сократ направил чело­ве­ческую мысль на ложный путь погружения в себя, своим вкрадчивым, зло­хитрым  мышлением разрушая великую народную и религиозную филос­о­фию. На этом пути люди стали утрачи­вать ощущение реальности жизни. Рассудочную истину он поставил на борьбу с инстинктами. Платон продол­жил дело Со­крата. Отняв смысл у жизни, он перенёс его в сферу воображе­ния. Его мир идей – фикция истинного мира. Данными Сократом и Платоном направле­ни­я­ми – рационалистическим морализмом и трансцендентным иде­ализмом, а за­тем возросшим влиянием христианства – определяется для Ниц­ше все даль­нейшее развитие философии.

Кант, по мнению Ницше, спас на некото­рое время, подорванный про­све­щением и английской философией идеализм. Он опять вводит понятие «идеального мира». На совести Канта его формула обязательного безличного морального закона и опаснейшая для жизни идея равенства.

Подавление инстинктов жизни привело к гибели культуры. Современ­ный человек наполнен множеством «неудобоваримых камней знаний». «Зна­ние, поглощаемое в избытке, перестаёт действовать в качестве мотива пост­уп­ка, оставаясь в недрах внутреннего мира, который современный человек с гордостью считает свойственной ему «духовностью» [4, с.180]. Внутреннее содержание не обретает формы. Современную культуру нельзя понять без этого противоречия. Культура, по мнению Ницше, – единство стиля во всех проявлениях жизни. Современная культура не идёт дальше некоего знания о культуре. Мысли о культуре, чувство культуры не превращается в саму куль-туру, и внутренний процесс превращается в самоцель. В этом одна из причин возникновения слабой личности. Происходит некоторое приспособление к пе­регрузке интересными впечатлениями, возбуждающе действующими на па­мять человека, в результате чего человек отучается от активности.

Как часть культуры, образование, оторванное от жизни –  совершенно ложное и поверхностное знание. Внутренний мир современного человека представляет собой груду бесполезных знаний, из которых он создает новый идеал – науку. «То, что раньше воздавалось Церкви, то воздается теперь, хотя и в более скромных размерах, науке, но факт этой жертвы вообще есть резу­ль­тат влияния Церкви, а не современного духа, который, при всех своих дру­гих достоинствах, отличается некоторой скаредностью и плохо знаком с бла­городной добродетелью щедрости» [4, с.207].

Ницше провозглашает смерь Бога. Бог у него – это не только Бог ка­кой-либо религии, но весь сверхчувственный метафизичес­кий мир Хрис­ти­ан­ство Ницше осуждает с тех же позиций – «за» или «про­тив» жизни. Ничто не имеет ценности, если не служит жизни. Христианство берет под защиту сла­бого жизнью, того, кто должен погибнуть. Христи­анс­кая мо­раль – это, по мне­нию Ницше, мораль «стада», в которой скрыты три вещи:

ü инстинкт стада против сильных и независимых,

ü инстинкт страждущих и неудачников против счастливых,

ü инстинкт посредственности против исключений.

Христианство способствовало развитию слабой личности, поскольку «подрывать корни страстей, значит подрывать корни жизни» [1, с.571]. Ниц­ше объявляет войну «худосочному христианскому идеалу» («Дионис против Распятого») с целью «очистить место для новых идеалов, для более здоровых и сильных идеалов» [3, с.157]. Жизнь ставит перед человеком задачу быть борцом и нужно усилие воли принять её, как она есть. Сильному человеку жизнь «должна служить материалом для творчества его воли» [3, с.17].

Современный человек – этап на пути развития жизни. Возникновение че­ловека – это ослабление жизненного начала. Но нигилизм может быть по­ка­зателем и мощи духа. Направленный на разрушение он является предтечей нового строительства. В этом смысле Ницше и называет себя первым нигили­стом, полагая, что нужно вернуться к животному, к состоянию до декаданса. Сильные должны отвергнуть мораль, а слабые должны погибнуть и свою за­да­чу философ видит в том, чтобы «возвратить людям мужество их естествен­ных инстинктов» [3, с.98]. Новый «идеал духа, который от избытка полноты и мощи играет со всем, что до сих пор называлось священным, добрым, не­при­­косновенным, божественным» [1, с.746]. По мнению Ницше, законы при­роды должны быть возведены в принципы, а в основе этического начала дол­жна ле­жать биологическая необходимость. Только жизнь должна диктовать свои законы.