Греческий народ глубоко чувствовал пафос жизни, ощущал её таинственные корни. Волевые усилия и действие не были разделены, и мощное ощущение радости жизни отражалось в искусстве. В духовной жизни древней Греции сочетались два начала – «дионисийское» (импульсивное, стихийно-жизненное), по пути подавления которого пошла современная цивилизация и «аполлоновское» (размеренно-разумное). Сократ направил человеческую мысль на ложный путь погружения в себя, своим вкрадчивым, злохитрым мышлением разрушая великую народную и религиозную философию. На этом пути люди стали утрачивать ощущение реальности жизни. Рассудочную истину он поставил на борьбу с инстинктами. Платон продолжил дело Сократа. Отняв смысл у жизни, он перенёс его в сферу воображения. Его мир идей – фикция истинного мира. Данными Сократом и Платоном направлениями – рационалистическим морализмом и трансцендентным идеализмом, а затем возросшим влиянием христианства – определяется для Ницше все дальнейшее развитие философии.
Кант, по мнению Ницше, спас на некоторое время, подорванный просвещением и английской философией идеализм. Он опять вводит понятие «идеального мира». На совести Канта его формула обязательного безличного морального закона и опаснейшая для жизни идея равенства.
Подавление инстинктов жизни привело к гибели культуры. Современный человек наполнен множеством «неудобоваримых камней знаний». «Знание, поглощаемое в избытке, перестаёт действовать в качестве мотива поступка, оставаясь в недрах внутреннего мира, который современный человек с гордостью считает свойственной ему «духовностью» [4, с.180]. Внутреннее содержание не обретает формы. Современную культуру нельзя понять без этого противоречия. Культура, по мнению Ницше, – единство стиля во всех проявлениях жизни. Современная культура не идёт дальше некоего знания о культуре. Мысли о культуре, чувство культуры не превращается в саму куль-туру, и внутренний процесс превращается в самоцель. В этом одна из причин возникновения слабой личности. Происходит некоторое приспособление к перегрузке интересными впечатлениями, возбуждающе действующими на память человека, в результате чего человек отучается от активности.
Как часть культуры, образование, оторванное от жизни – совершенно ложное и поверхностное знание. Внутренний мир современного человека представляет собой груду бесполезных знаний, из которых он создает новый идеал – науку. «То, что раньше воздавалось Церкви, то воздается теперь, хотя и в более скромных размерах, науке, но факт этой жертвы вообще есть результат влияния Церкви, а не современного духа, который, при всех своих других достоинствах, отличается некоторой скаредностью и плохо знаком с благородной добродетелью щедрости» [4, с.207].
Ницше провозглашает смерь Бога. Бог у него – это не только Бог какой-либо религии, но весь сверхчувственный метафизический мир Христианство Ницше осуждает с тех же позиций – «за» или «против» жизни. Ничто не имеет ценности, если не служит жизни. Христианство берет под защиту слабого жизнью, того, кто должен погибнуть. Христианская мораль – это, по мнению Ницше, мораль «стада», в которой скрыты три вещи:
ü инстинкт стада против сильных и независимых,
ü инстинкт страждущих и неудачников против счастливых,
ü инстинкт посредственности против исключений.
Христианство способствовало развитию слабой личности, поскольку «подрывать корни страстей, значит подрывать корни жизни» [1, с.571]. Ницше объявляет войну «худосочному христианскому идеалу» («Дионис против Распятого») с целью «очистить место для новых идеалов, для более здоровых и сильных идеалов» [3, с.157]. Жизнь ставит перед человеком задачу быть борцом и нужно усилие воли принять её, как она есть. Сильному человеку жизнь «должна служить материалом для творчества его воли» [3, с.17].
Современный человек – этап на пути развития жизни. Возникновение человека – это ослабление жизненного начала. Но нигилизм может быть показателем и мощи духа. Направленный на разрушение он является предтечей нового строительства. В этом смысле Ницше и называет себя первым нигилистом, полагая, что нужно вернуться к животному, к состоянию до декаданса. Сильные должны отвергнуть мораль, а слабые должны погибнуть и свою задачу философ видит в том, чтобы «возвратить людям мужество их естественных инстинктов» [3, с.98]. Новый «идеал духа, который от избытка полноты и мощи играет со всем, что до сих пор называлось священным, добрым, неприкосновенным, божественным» [1, с.746]. По мнению Ницше, законы природы должны быть возведены в принципы, а в основе этического начала должна лежать биологическая необходимость. Только жизнь должна диктовать свои законы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.