Главная тенденция жизни – рост, увеличение мощи и, как следствие, – борьба. Жизнь стремится утвердиться. Основной закон жизни, всеобщий закон, касающийся всех её форм – воля к власти. Вселенная живая, но в ней нет ни единства, ни порядка, ни целесообразности – она находится в вечном становлении. Становление не поддается разумному толкованию. Можно только сказать, что оно есть результат столкновения соперничающих воль, борющихся за превосходство. Воля к власти присуща всему становлению и является основой мировой эволюции. Элементарные центры сил – центры воли – представляют собой динамические величины, находящиеся в постоянном напряжении к другим динамическим величинам. Их могущество непрерывно растёт или умаляется. Возникают системы сил, сохраняющие свою устойчивость на какое-то время. Так как возможности проявления воли к власти ограниченны, а время этого проявления бесконечно, то через огромные промежутки времени должны образоваться те же комбинации сил и картина жизни будет повторяться бесконечное число раз. В вечном возвращении Ницше видит орудие отбора. Эту концепцию «вечной жизни» он уподобляет лучезарному откровению.
Ницше, являясь в своём мышлении разрушителем, стал основателем философской школы – философии жизни. Наибольшего влияния философия жизни достигла в первой четверти XX века. Представителей ее достаточно много. Но наиболее известные среди них Вильгельм Дильтей, Анри Бергсон и Освальд Шпенглер. В дальнейшем она растворяется в других направлениях философии XX века.
Вильгельм Дильтей (1833-1911) – немецкий историк культуры и философ. Задачей философии как «науки о духе», считал необходимость понять «жизнь» исходя из нее самой. Он выдвигает метод «понимания», который противопоставляет методу «объяснения», применимому в «науках о природе». Понимание по отношению к культуре прошлого выступает как метод интерпретации, названный Дильтеем герменевтикой.
Французский философ Анри Бергсон (1859-1941) представитель Интуитивизма и философии жизни, лауреат Нобелевской премии (1927). Этот мыслитель утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, сущность которой может быть постигнута только с помощью интуиции. Фундаментом психической жизни является длительность, следовательно, жизнь имеет не пространственный, а временной характер. Жизнь представляет собой некий метафизическо-космический процесс, «жизненный порыв».
Еще одним представителем направления философии жизни, огромное влияние на которого оказала философия Ницше, является немецкий публицист и философ Освальд Шпенглер (1880-1936). Широкая известность к нему пришла после выхода в свет главного его труда «Закат Европы» (1918-22). Различные культуры понимаются им, как некие «организмы», каждому из которых отмерен определенный срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.
Ницше был одним из любимейших писателей русской интеллигенции конца XIX – начала XX в. Замечательно выразил суть ницшеанства русский писатель Максим Горький, который в молодые годы был подвержен влиянию Ницше. В стихотворении «Песнь о буревестнике» образ гордого буревестника, жаждущего бури, – это сверхчеловек, непризнанный никем, презирающий глупого пингвина, робко прячущего «тело жирное в утесах». «То же презрительное отношение к тем, кто, «рожденный ползать, летать не может», мы видим и в «Песне о соколе» [6].
Ницшеанство – сложное явление, которое выходит за рамки описания учения Ницше – это уже некое мировоззрение – отношение к жизни, отношение к миру.
Как мыслитель, Ницше противопоставил себя христианству, и работа «Антихрист» с её подзаголовком «Проклятье христианству» говорит сама за себя.
Ницше меняет направление философской мысли. Он осуществляет переоценку традиционных представлений об истине и заблуждении, не видя принципиальной разницы между ними, поскольку и то и другое носит чисто служебный характер.
«Во-первых, на место хрестоматийного бытия философов, как основы и сущности всего существующего, Ницше выдвигает жизнь, с ее вечным движением и становлением, лишенную традиционной атрибутики бытия. А во-вторых, в основе процесса создания этой метафизики лежит все та же, титаническая интенция к утверждению жизни и жажды "мощных людей", которая пронизывает все разделы его творчества» [2, с.713-714].
На пороге XX века понятие «жизнь» выдвинулось на центральное место и стало исходной точкой всей действительности и всех оценок – метафизических, психологических, нравственных, художественных. Философия жизни, основанная Фридрихом Ницше, дала мощный толчок мышлению. Как важнейшая составляющая философия жизни вошла в экзистенциализм и философскую антропологию. Разработанная в рамках философии жизни интуитивистская методология «наук о духе» станет методологической основой современной философии истории и философии культуры.
Литература
1. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т.2. «Мысль», М., 1990.
2. История Философии. Энциклопедия. Интерпрессервис, Книжный дом Минск. 2002.
3. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.
4. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. « Мысль», М., 1990.
5. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск, 1999.
6. Лега В.П. Современная западная философия. Лекции. ПСТБИ, М., 1999.
7. Дильтей В. Сущность Философии. М., 2001.
8. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., 1984.
9. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Рига, 1991.
10. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.
11. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
12. Риккерт Г. Философия жизни. К., 1998.
13. Буржуазная философия кануна и начала империализма. М., 1977.
Оценка – 4.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.