Научно-методические основания к разработке учебного курса "Духовно-нравственная культура"

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Содержание работы

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОГО КУРСА

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА"

Актуальность проблемы разработки учебных курсов, обеспечивающих изучение духовно-нравственной культуры, сегодня уже не требует особых обоснований. Достаточно привести важнейший пример изменения законодательной базы: ст. 14. п. 2 в новом варианте гласит, что «содержание образования должно обеспечивать ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру ... и формирование духовно-нравственной личности (выделено нами – А.П.)»; согласно ст. 9 п. 6 того же Закона учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и др. учебные материалы призваны «обеспечивать духовно-нравственное развитие, воспитание» детей, получающих начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование (а также воспитание получающих высшее профессиональное образование – ст. 9 п. 6.1)[1].

В связи с разработкой нового поколения государственных стандартов общего среднего образования в 2007 году проходила работа над проектами новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». В резолюции всероссийской конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», проводившейся в Калуге в декабре 2007 г. под эгидой Министерства образования и науки РФ, отмечено, что вступление в силу поправок в Закон РФ «Об образовании» «актуализировало задачу сохранения и развития практики духовно-нравственного воспитания школьников в процессе преподавания учебных курсов духовно-нравственного содержания»[2].

За последнее десятилетие в данной области накоплен определенный опыт как в системе среднего, так и высшего образования, издан ряд авторских учебных программ и пособий[3]. В системе среднего образования был опыт разработки учебного стандарта по предмету "Православная культура"[4], на который опирается большинство современных методистов и преподавателней в данной области, в том числе и при разработках стандарта новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура».

Одной из главных научных проблем в области преподавания духовно-нравственной культуры в данный период является определение той научной базы, которая могла бы стать методической основой для разработки учебных программ и пособий в данной области знаний. Методические основы созданных за последнее десятилетие учебных программ и пособий в этой области весьма разноообразны. В задачи данной статьи не входит обзор научно-методической базы имеющихся сегодня учебных программ и пособий - как ввиду их многочисленности (такая работа существенно шире рамок отдельной статьи), так и, главным образом, ввиду формирования в данный момент новой обрасти знаний, а точнее, "нового формата" этой области знаний (в системе стандартов среднего образования ей соответствует разрабатываемая сегодня образовательная область учебного плана "Духовно-нравственная культура"), что естественным образом потребует новых учебно-методических разработок. Достаточно отметить, что варианты научно-методической базы изданных в последнее десятилетие учебных программ и пособий в данной области весьма разнообразны и могут имплицитно содержать принципы самых разных наук в качестве парадигмы - от психологии до политологии. Лишь немногие из них в ключевых, стратегических вопросах опираются на современные научные работы по истории и философии культуры, искусствоведению и литературоведению, культурологии[5].

Задачей данной статьи является рассмотрение возможностей использования в качестве научно-методической базы при преподавании духовно-нравственной культуры работ из дисциплин, как раз и занимающихся по преимуществу изучением культуры - в первую очередь истории, культурологии, и других упомянутых выше областей научного знания.

Наиболее интересной с этой точки зрения представляется концепция «экологии культуры», предложенная академиком Д.С. Лихачевым, обоснованная им в ряде работ и положенная в основу его собственного подхода к изучению отдельных памятников культуры и культуры в целом (изучению не только научно-исследовательскому, но и – в образовательной деятельности). Культурологические идеи Д.С. Лихачева оказываются ценными в качестве научно-методической базы для преподавания духовно-нравственной культуры в первую очередь потому, что Лихачев в своей концепции на первое место ставит вопрос о «нравственной экологии»[6]; проблема «нравственного измерения» в любой из сфер деятельности человека является, можно сказать, «внутренним нервом» его концепции. Характерной чертой концепции Лихачева является то, что в своем подходе к этике ученый, по сути, не выделяет ее в обособленную сферу культуры (и тем более в отдельную образовательную дисциплину): напротив, ученым постоянно подчеркивается воспитательное значение самых разных сфер культуры, ставится вопрос о нравственном взаимовлиянии (как положительном, так и отрицательном), которое оказывают друг на друга различные, на первый взгляд не связанные стороны человеческой деятельности. Этика для Лихачева является в некотором смысле неотъемлемым содержанием многих сфер культуры: науки, искусства[7], и др., а нравственное воспитание оказывается неотделимым от воспитания эстетического и, шире, гуманитарного, где одно из первых мест Лихачев отводит освоению и религиозно-культурного опыта предков[8]. Такой методологический подход к изучению этики особенно важен с точки зрения формирования самого понятия «духовно-нравственная культура».

Одним из ключевых моментов концепции «экологии культуры» является внимание к тем взаимосвязям, которые образуются в рамках культурного пространства нации, называемого Лихачевым «культуросферой» нации или «этногомосферой». Поддержание и сохранение исторически сложившихся связей между сферами культуры, с точки зрения Лихачева, является одной из главнейших задач, от решения которых зависит само существование нации и страны, и даже – человечества[9]. И в первую очередь эти задачи должны ставиться перед образованием – как «формой трансляции культуры, ядром и инструментом культурного наследования», так как касаются одной из его основных функций (передачи накопленной культуры от поколения к поколению)[10]. Иными словами, «экология культуры» обращает внимание не только на необходимость культурной преемственности, но и на «полноту» этой культурной преемственности, на необходимость «трансляции» и сохранения в «культурной памяти» нации всего органического целого культуры.

Похожие материалы

Информация о работе