Проблема подбора материала в преподавании дисциплин
по Православной культуре
1. Материал должен быть достаточно "авторитетным" в восприятии ученика. Тогда исключается "навязывание" изучаемых ценностей школьнику, например, в качестве собственных ценностей учителя, школы и т.д., так как изучаемый материал непосредственно относится к "3-му лицу" – историческим лицам, и таким образом достигается необходимое "отстранение" учителя. Преподаваемые духовно-нравственные ценности будут "неоспоримы" и "неподвержены критике" в силу своего исторического бытия.
2. Это должен быть эстетически ценный материал, где есть не только умственная, но и душевная работа ученика. Необходима наглядность примеров, образов – необходимо живое переживание, личное отношение.
3. Материал должен предполагать усвоение не только и не столько данных по православному мировоззрению, сколько фактических данных.
Таким материалом является комплекс письменных и других памятников, событий и персоналий отечественной культуры и истории:
- общезначимых для отечественной культуры;
- генетически связанных с Православием.
Общепризнанные шедевры родной культуры с православным содержанием – это "авторитетный" материал, позволяющий проверять знания фактического плана, позволяющий построить курс как культурный опыт.
Например, рассказывая о содержании иконы "Троица" преп. Андрея Рублева, естественно рассказать о богослужебной стороне православной культуры, так как икона является частью литургического "синтеза искусств", и без рассказа о ее месте в храмовом действе икона не может быть понята и как произведение искусства. Но при этом предметом изучения и темой урока будет не богослужение и не догматическое учение о Троице, а икона "Троица" преп. Андрея Рублева, и вопросы на проверку усвояемости знаний будут касаться не вероучения Церкви или литургики, а истории создания памятника (время, цель создания, идеи, нашедшие отражение в памятнике и т.п.).
Другие примеры: "Древнейшая славянская книга" (Остромирово Евангелие), "Первый русский учебник" (Новгородская Псалтирь), церковные произведения великих русских композиторов, древнее храмовое зодчество и др.
В мировоззренческом плане целью такого курса может быть отношение к Православной культуре как к своему культурному наследию, как к собственному национальному достоянию.
Принципы изучения духовной культуры
Ключевым понятием для авторов курсов, методистов и педагогов должно быть слово память. Воспитание памятливости, исторической памяти – это духовно-нравственное воспитание.
Наглядность, сопереживание, личное отношение – могут быть достигнуты на примерах из собственной жизни ученика, чему способствует жанр "урок-беседа". Но для этого должна быть достигнута актуальность для ученика тех понятий, в которых будет осмысляться его обыденный, ежедневный нравственный опыт. Они должны быть взяты из его языка, или отражать ту нравственную реальность, которая ему доступна и знакома. Например, за словом "милосердие" стоит знакомая ценность – "помощь другому человеку", а такие слова, как "благодарность", "дружба", "честность" – с раннего детства знакомы каждому; все они отражают ежедневный нравственный опыт, уже доступный ученику.
Важно, в каком объеме давать богатейшее духовно-нравственное наследие нашей культуры, с какой стороны подойти, в каком ракурсе их открывать, с чего начинать.
Разработка учебных программ и учебных пособий
по духовно-нравственной культуре:
проблема реализации воспитательных возможностей дисциплины
Сегодня при выборе программ и пособий – и не только преподавателем, но и на более высоком уровне организации образовательного процесса – есть определенная инерция (делание по уже известному образцу – прим.). Однако есть разница между воцерковленной и светской аудиторией, между обществом XIX и XXI веков, поэтому есть большая разница между преподаванием в дореволюционном обществе, в семинарской среде – и преподаванием в современном обществе, в современной школе и ВУЗе. Нужно внимательно относиться к особенностям восприятия аудиторией высказываний на духовно-нравственные темы.
Критерий качества образования здесь – не уровень усвоенных знаний, а соответствие уровня знаний – уровню практики. Предметом разговора с учеником нужно делать имеющийся уровень духовной практики у среднестатистического ученика, это должно определять тематический план: иконы, пение, колокольный звон, и.т.д.; а библейскую историю, историю Церкви и литургику давать еще рано – это он и в воскресной школе изучит, когда начнет регулярно ходить в храм. Для нравственного становления нужна благодать, которую человек получает лишь в полноте духовной жизни. Учебный школьный курс по православной культуре должен быть лишь "детоводителем" ребенка к Богу.
Мы живем в уникальную эпоху "второй христианизации". Нужно искать новые пути, нестандартные формы и форматы работы, соответствующие новым условиям. Например, есть электронное учебно-методическое пособие в виде интернет-сайта "Православная Культура России". Формат сайта облегчает визуальное знакомство с изучаемыми памятниками, произведениями искусств – без ограничений и в хорошем качестве. Сайт может нести аудио- и видео-файлы. Это очень нужно, чтобы показать красоту Православия, которая может стать главным аргументом для многих душ. Недостаточно рассказывать о красоте – красоту нужно показывать.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.