(текст презентации для светской аудитории)
[курс "Православная культура России" разрабатывался в расчете на задачи "обычной" школы без "православного уклона", как возможный элемент образовательного компонента любого уровня в школе любого типа, т.е. в т.ч. как обязательный предмет в «обычной» школе]
Курс «Православная культура России» был разработан для светских школ. И уже само его название ставит вопрос: каким должно и каким имеет право быть воспитание в светском правовом обществе? Каков критерий выбора – с какой нравственностью знакомить ученика, на каком материале его воспитывать? Наверное, самое естественное воспитание, которое должна предпочесть светская школа – это воспитание, созвучное, со-ответствующее отечественной культуре ученика, культуре его нации. То воспитание, которое может предложить его родная культура, культура его предков.
Однако мы знаем, что искусство и культура, как и сама жизнь, бывают очень разными. Есть искусство, отражающее наши представления о реальности, но есть и искусство, отражающее представление об идеале. (Далеко не всегда культура и искусство занимались провозглашением идеалов. И это – научный факт: знаменитый социолог Питирим Сорокин предложил даже терминологически противопоставлять культуры «чувственного» типа и «идеациональные» культуры, т.е. «культуры идеала»).
Сегодня, по оценке того же Сорокина, мы переживаем кризис, связанный с отсутствием «культуры идеалов». Но, как справедливо отмечал Лихачев, культура – это память по преимуществу. И именно школа может сделать актуальным «культурное наследие», активизировать «пассивный культурный багаж» ученика. Для знакомства с духовно-нравственным потенциалом родной культуры необходимо в школе брать именно те пласты отечественной культуры, где ставились духовно-нравственные проблемы, где «главными героями» являются духовно-нравственные идеалы. И если современный человек воспринимает их как уже «чужую» культуру, необходим настоящий ликбез.
В.О. Ключевский в своем докладе о преподобном Сергии Радонежском («Значение преподобного Сергия для русского народа и государства») писал об этом святом: «Есть имена, которые носили исторические люди, ... но имена, которые уже выступили из границ времени, когда жили их носители, и это историческое лицо из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Таково имя преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания.» То же самое мы можем вслед за Ключевским повторить о многих людях, чьи имена олицетворяют собой Православную культуру России, и не только о людях, но и об их творениях: знаменитых храмах, иконах, литературных и музыкальным произведениях, о исторических событиях, связанных с их именами.
Дисциплина «Православная культура России» берет именно те пласты отечественной культуры, к которым применимы приведенные выше слова Ключевского, те памятники, которые для самой русской культуры вплоть до XX века были «практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом».
Т.о., Православная Культура России (как объект изучения в школе) — это комплекс письменных и иных памятников, событий и персоналий отечественной культуры и истории, во-первых, общезначимых для отечественной культуры, а во-вторых – генетически связанных с Православием. Вне этого среза русской культуры невозможно понять формирование нравственных ценностей и идеалов всей отечественной культуры.
Итак, дисциплина «Православная культура России» изучает те общезначимые памятники отечественной культуры, персоналии и факты отечественной истории, которые невозможно полноценно изучить и понять вне православного контекста: это и воплощение духовного идеала Сергия Радонежского – знаменитая «Троица» Андрея Рублева, ставшая образом высшей любви, глядя на которую, по словам древнего автора, можно победить страх, ненависть и вражду, царящую в это мире, это и последнее произведение Н.В. Гоголя, прямо выразившее его собственные идеалы – «Размышления о Божественной Литургии», и стихотворения Пушкина, которые невозможно понять вне контекста отечественной православной культуры, например, вне поэтической переписки Пушкина с митрополитом Филаретом Дроздовым, вне тех цитат из молитв и Евангелия, которыми полны стихотворения и того и другого (думается, духовные идеалы самого Пушкина нужно искать именно в этих, лирико-философских стихах); это и Храм Христа Спасителя, в архитектуре которого воплотилось обращение к идеалам и культуре допетровской старины, к византийским православным истокам русской духовной культуры, характерное для России второй половины XIX века. Это и «Слово Законе и Благодати», ставшее первым произведением русской литературы, посвященным русскому народу, произведением, в котором началось формирование национального самосознания, формирование «русской национальной идеи», и в котором, по словам Лихачева, его полемическое и политическое содержание неотделимо от богословского. И многое, многое другое. И оказывается, что может быть, это – даже та музыка Петра Ильича Чайковского, с которой мы начали нашу презентацию[1]. Ведь ее смысл тоже остается непонятным, если не знать мелодии церковного богослужения также хорошо, как знали их современники Чайковского.
При этом надо помнить, что культура - это всегда общение, и надо предлагать учащемуся для такого общения достойные кандидатуры. Едва ли знакомство и даже детальное изучение в качестве объекта каких-либо моральных норм, правил, запретов, хотя бы и общечеловеческих, пробудит сопереживание и сочувствие. Никакие нравоучительные формулировки и определения (пусть самые точные, пусть самые верные) не произведут на душу впечатления, не будут лично пережиты и прочувствованы учеником. Это возможно только при сопереживании чужому высоконравственному примеру, при осмыслении чужого высокодуховного опыта. Духовно-просветительский курс должен давать такой ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ОПЫТ ОБЩЕНИЯ. Курс «Православная культура России» построен на знакомстве с живым авторским словом, с творчеством, с текстами произведений православной культуры России, во многом ориентирован на произведения церковного и религиозного искусства: с воспитательной точки зрения опыт живого знакомства с ними невозможно заменить никакими религиоведческими теориями, обобщениями и классификациями.
Подчеркнем – такой курс должен давать опытное знание культуры, а не знание о культуре (культурологическое, религиоведческое и т.д.). Необходимо знакомить ученика с самими памятниками, адекватно комментировать их в их собственном – православном – контексте. Это должен быть опыт общения на самые высокие для человека темы, опыт общения с теми, кто посвятил жизнь идеалам и сам стал идеалом для потомков.
***
Современный школьник вольно или невольно смотрит на учебу с точки зрения выгоды, с точки зрения будущей карьеры: какой предмет «нужен» лично ему, какие знания «полезны» для профессии. И любые гуманитарные знания (кроме языков) кажутся школьнику зачастую «невыгодными» и потому «ненужными». Нам представляется, что сегодня школа может воспитывать уже тем, что предложит молодому поколению другой взгляд на ценность знания, взгляд бескорыстный, где главной ценностью будет внимание к другим людям, к ближним – хотя бы в виде внимания к культуре предков, в виде воспитания интереса к высокому, к идеалам родной культуры (а не только к тому, что считается интересным в тусовке или во дворе). Воспитание интереса к идеалам (хотя они вроде бы не нужны в профессии), воспитание интереса к культуре предков (совсем немодной) – это и есть воспитание человека, который будет жить не только инстинктами и эгоистическим интересом.
Разработчики курса «Православная культура России» постарались предоставить ученику возможность войти в очень высокий круг общения. Такой опыт общения уже сам по себе должен во многом воспитывать человека.
[1] В начале презентации звучит музыка из увертюры П.И. Чайковского «1812 год», мелодия «Спаси, Господи, люди Твоя» в исполнении струнного оркестра; это произведение сопровождало торжества по случаю освящения Храма Христа Спасителя, у стен которого и исполнялось.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.