28 Крещения и Миропомазания. Следовательно, возникает вопрос о литургическом значении таинств Крещения и Миропомазания.
Литургика 19 столетия выработала разделение богослужений на общественные и частные. К общественным были отнесены такие совершаемые в храме службы как Вечерня, Повечерие, другие службы суточного круга и также Литургия. Всё это называлось «общественным, или церковным богослужением». Под «частным богослужением» подразумевались так называемые требы, или иначе — «нарочито совершаемые священнодействия по Требнику и особым чинопоследованиям». В числе многих «церков-но-приходских треб» назывались таинства Крещения и Миропомазания.
Единственным критерием такого разделения служило количество участников того или иного богослужения. Подразумевалось, что общественное богослужение совершается при общем собрании верующих, а частное совершается одним или несколькими лицами. (См. например: Протоиерей Г.С. Дебольский. «Православная Церковь в её таинствах, богослужении, обрядах и требах». Репринтное издание книги «Попечение Православной Церкви о спасении мира». М., 1994, с. 31-32).
Но количественный критерий для Литургики не может быть определяющим. Спаситель сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). На Тайной Вечери было двенадцать участников, а первые крещения собирали от трех до пяти тысяч человек (Деян. 2, 41; 4, 4). Значит первую Литургию следовало бы называть частным, а первые крещения — общественным богослужением, а не наоборот, как гласит Литургика прошлого столетия.
Для православной Литургики лучше бы совсем отказаться от разделения богослужений на общественные и частные и при различении церковных служб исходить не из количественных критериев. В Церкви Христовой Православной всё литургично, всё представляется важным для общего спасения. И даже самая скромная так называемая «треба» имеет непосредственное отношение ко всему таинственному Телу Христов) -Его Святой Церкви.
Глава Церкви — Христос (Еф. 1; 22-23), священнодействия совершаются силой Святого Духа (1 Кор. 12, 13), священнослужитель и молящиеся с ним являются членами Церкви (1 Кор. 12, 27), общая цель любой службы — спасение по благодати Воскресшего Христа Бога нашего. О чем бы мы ни молились на молебнах, что бы ни освящал священник — «всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1, 17), к Которому мы дерзновенно обращаемся со словами «Отче наш!», имеем единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, пострадавшего за всех нас, и единого Духа Святого Господа, благодатию Своею освящающего и спасающего всех нас.
Пасхальное значение Крещения и Миропомазания
Призывая людей к вере во Христа, святые апостолы говорили: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2; 37-38). Ради прощения грехов и получения благодати Святого Духа в Церкви Христовой Православной и совершаются таинства Крещения и Миропомазания.
Таинственную сторону Крещения изъясняет святой апостол Павел: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились9 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6; 3—4).
По учению апостола Павла, Крещение — это священнотаинственное соединение со Христом по подобию Его крестной смерти и Воскресения. «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти» (Рим. 6; 8—9).
И святой апостол Петр, говоря о Крещении, учит, что оно «спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3, 21). Одним из прообразов Крещения являлся исход израильтян из Египта, то есть Пасха ветхозаветная: «Не хочу оставить вас, братия, в неведе-
29 нии, что отцы наши все были под облаком., и все пройти сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор. 10; 1-2). «Крестились в Моисея» — значит спасены были Моисеем. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). «Во Христа крестившиеся» — спасаемые Христом.
Следовательно, таинство святого Крещения, как и Божественная Литургия, имеет пасхальное содержание и пасхальный характер. Евхаристия — дарует нам благодатные плоды крестной смерти и Воскресения Христова, а Крещение совершается во образ смерти и Воскресения Христова. Разница лишь в том, что Крещение «едино» (Еф. 4, 5), то есть совершается однажды, а Причащение совершается за каждой Литургией. Поэтому нам труднее проникнуть в пасхальное содержание таинства Крещения.
Запечатлевая новокрещенного крестообразно Святым Миром, священник произносит слова: «Печать дара Духа Святаго!». А в молитве перед совершением Миропомазания священник просит Бога о новокрещенном: «Сам Владыко, Всецарю Благоутроб-не, даруй тому и печать дара Святаго и Всесильного, и покланяемаго Твоего Духа, и причащение Святаго Тела, и Честныя Крове Христа Твоего».
Вот самое простое и ясное свидетельство о благодатном единстве Крещения, Миропомазания и Причащения. Возродившиеся от воды и Духа в таинствах Крещения и Миропомазания входят в Евхаристическое церковное общение. В Древней Церкви после Крещения и Миропомазания новокрещенные вместе со всеми братьями и сестрами во Христе направлялись из крещального помещения в основной храм для совершения Божественной Литургии — Таинства Таинств.
Сошествие Святого Духа на апостолов совершилось на пятидесятый день после Воскресения Христова. Для самих апостолов это удивительное Таинство Сошествия Святого Духа было одновременно и крещением, и помазанием. Апостолы приняли в этот день огненное Крещение (на них почила «языкоогнеобразная Духа благодать») и помазание, то есть посвящение от Духа Святого. Уверовавших же по их проповеди они крестили в воде и возлагали на них руки для ниспослания на них благодати Святого Духа (Деян. 8; 16-17). Впоследствии «запечатление от Духа» стало совершаться через помазание святым Миром, и таинство стало называться Миропомазанием.
Вероятно, перемена руковозложения на миропомазание совершилась тогда, когда из-за множества новокрещенных сами апостолы не могли везде и на всех возлагать руки сами, и пресвитерам церковным даровано было это служение через помазание освященным от апостолов Миром.
Весь период от дня Воскресения Христова до дня Святой Троицы Церковь воспринимает как пасхальный период (см. 91 правило Св. Василия Великого). Сошествие Святого Духа на апостолов — это исполнение обетовании Воскресшего Христа. Новозаветная Пятидесятница стала благодатным завершением Пасхи, и потому дар Святого Духа, подаваемый новокрещенным через Миропомазание, — это Пятидесятница для новокрещенного, равно как и Крещение являлось спасительной Пасхой для него.
Заключение
Святитель Тихон Задонский (18 век) о святом Крещении писал: «Крещением сообразуемся смерти и Воскресению Христову. Ибо как Христос умер за грехи наши и восстал Плотию, так мы в Крещении умираем греху, которым духовно умерщвлены были, и восстаем духовно, и начинаем жить для Бога. Умер Христос — умертвился и грех наш. Погребен Христос — погребен и грех наш. Восстал Христос от мертвых — умерт-вилась и смерть наша, как поет Церковь в день Святой Пасхи: "Смерти празднуем умерщвление "».
О пасхальном значении Миропомазания учил Святитель Григорий Богослов (IV век): «Если оградишь себя печатью, обезопасишь свою будущность лучшим и самым действенным способом, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древний Израиль ночной и охраняющей кровью первенцев и помазанием (Исх. 12, 13), тогда что может с тобой случиться?».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.