Крещения и Миропомазания. Крещение и Причащение. Пасхальная связь церковных Таинств. Богослужение великих церковных праздников

Страницы работы

Содержание работы

28 Крещения и Миропомазания. Следовательно, возникает вопрос о литургическом значении таинств Крещения и Миропомазания.

Литургика 19 столетия выработала разделение богослужений на общественные и частные. К общественным были отнесены такие совершаемые в храме службы как Ве­черня, Повечерие, другие службы суточного круга и также Литургия. Всё это называ­лось «общественным, или церковным богослужением». Под «частным богослужением» подразумевались так называемые требы, или иначе — «нарочито совершаемые свя­щеннодействия по Требнику и особым чинопоследованиям». В числе многих «церков-но-приходских треб» назывались таинства Крещения и Миропомазания.

Единственным критерием такого разделения служило количество участников того или иного богослужения. Подразумевалось, что общественное богослужение соверша­ется при общем собрании верующих, а частное совершается одним или несколькими лицами. (См. например: Протоиерей Г.С. Дебольский. «Православная Церковь в её та­инствах, богослужении, обрядах и требах». Репринтное издание книги «Попечение Православной Церкви о спасении мира». М., 1994, с. 31-32).

Но количественный критерий для Литургики не может быть определяющим. Спа­ситель сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). На Тайной Вечери было двенадцать участников, а первые крещения собирали от трех до пяти тысяч человек (Деян. 2, 41; 4, 4). Значит первую Литургию следовало бы называть частным, а первые крещения — общественным богослужением, а не наобо­рот, как гласит Литургика прошлого столетия.

Для православной Литургики лучше бы совсем отказаться от разделения богослу­жений на общественные и частные и при различении церковных служб исходить не из количественных критериев. В Церкви Христовой Православной всё литургично, всё представляется важным для общего спасения. И даже самая скромная так называемая «треба» имеет непосредственное отношение ко всему таинственному Телу Христов) -Его Святой Церкви.

Глава Церкви — Христос (Еф. 1; 22-23), священнодействия совершаются силой Святого Духа (1 Кор. 12, 13), священнослужитель и молящиеся с ним являются члена­ми Церкви (1 Кор. 12, 27), общая цель любой службы — спасение по благодати Вос­кресшего Христа Бога нашего. О чем бы мы ни молились на молебнах, что бы ни освя­щал священник — «всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1, 17), к Которому мы дерзновенно обращаемся со словами «Отче наш!», имеем едино­го Господа Иисуса Христа Сына Божия, пострадавшего за всех нас, и единого Духа Святого Господа, благодатию Своею освящающего и спасающего всех нас.

Пасхальное значение Крещения и Миропомазания

Призывая людей к вере во Христа, святые апостолы говорили: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2; 37-38). Ради прощения грехов и получения благодати Святого Духа в Церкви Христовой Православной и совершаются таинства Крещения и Миро­помазания.

Таинственную сторону Крещения изъясняет святой апостол Павел: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились9 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых сла­вою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6; 3—4).

По учению апостола Павла, Крещение — это священнотаинственное соединение со Христом по подобию Его крестной смерти и Воскресения. «Если же мы умерли со Хри­стом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти» (Рим. 6; 8—9).

И святой апостол Петр, говоря о Крещении, учит, что оно «спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3, 21). Одним из прообразов Крещения являлся исход израиль­тян из Египта, то есть Пасха ветхозаветная: «Не хочу оставить вас, братия, в неведе-


29 нии, что отцы наши все были под облаком., и все пройти сквозь море; и все кре­стились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор. 10; 1-2). «Крестились в Моисея» — значит спасены были Моисеем. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). «Во Христа крестившиеся» — спасаемые Христом.

Следовательно, таинство святого Крещения, как и Божественная Литургия, имеет пасхальное содержание и пасхальный характер. Евхаристия — дарует нам благодатные плоды крестной смерти и Воскресения Христова, а Крещение совершается во образ смерти и Воскресения Христова. Разница лишь в том, что Крещение «едино» (Еф. 4, 5), то есть совершается однажды, а Причащение совершается за каждой Литургией. По­этому нам труднее проникнуть в пасхальное содержание таинства Крещения.

Запечатлевая новокрещенного крестообразно Святым Миром, священник произно­сит слова: «Печать дара Духа Святаго!». А в молитве перед совершением Миропома­зания священник просит Бога о новокрещенном: «Сам Владыко, Всецарю Благоутроб-не, даруй тому и печать дара Святаго и Всесильного, и покланяемаго Твоего Духа, и причащение Святаго Тела, и Честныя Крове Христа Твоего».

Вот самое простое и ясное свидетельство о благодатном единстве Крещения, Ми­ропомазания и Причащения. Возродившиеся от воды и Духа в таинствах Крещения и Миропомазания входят в Евхаристическое церковное общение. В Древней Церкви по­сле Крещения и Миропомазания новокрещенные вместе со всеми братьями и сестрами во Христе направлялись из крещального помещения в основной храм для совершения Божественной Литургии — Таинства Таинств.

Сошествие Святого Духа на апостолов совершилось на пятидесятый день после Воскресения Христова. Для самих апостолов это удивительное Таинство Сошествия Святого Духа было одновременно и крещением, и помазанием. Апостолы приняли в этот день огненное Крещение (на них почила «языкоогнеобразная Духа благодать») и помазание, то есть посвящение от Духа Святого. Уверовавших же по их проповеди они крестили в воде и возлагали на них руки для ниспослания на них благодати Святого Духа (Деян. 8; 16-17). Впоследствии «запечатление от Духа» стало совершаться через помазание святым Миром, и таинство стало называться Миропомазанием.

Вероятно, перемена руковозложения на миропомазание совершилась тогда, когда из-за множества новокрещенных сами апостолы не могли везде и на всех возлагать ру­ки сами, и пресвитерам церковным даровано было это служение через помазание освя­щенным от апостолов Миром.

Весь период от дня Воскресения Христова до дня Святой Троицы Церковь воспри­нимает как пасхальный период (см. 91 правило Св. Василия Великого). Сошествие Свя­того Духа на апостолов — это исполнение обетовании Воскресшего Христа. Новоза­ветная Пятидесятница стала благодатным завершением Пасхи, и потому дар Святого Духа, подаваемый новокрещенным через Миропомазание, — это Пятидесятница для новокрещенного, равно как и Крещение являлось спасительной Пасхой для него.

Заключение

Святитель Тихон Задонский (18 век) о святом Крещении писал: «Крещением сооб­разуемся смерти и Воскресению Христову. Ибо как Христос умер за грехи наши и вос­стал Плотию, так мы в Крещении умираем греху, которым духовно умерщвлены были, и восстаем духовно, и начинаем жить для Бога. Умер Христос — умертвился и грех наш. Погребен Христос — погребен и грех наш. Восстал Христос от мертвых — умерт-вилась и смерть наша, как поет Церковь в день Святой Пасхи: "Смерти празднуем умерщвление "».

О пасхальном значении Миропомазания учил Святитель Григорий Богослов (IV век): «Если оградишь себя печатью, обезопасишь свою будущность лучшим и самым действенным способом, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древ­ний Израиль ночной и охраняющей кровью первенцев и помазанием (Исх. 12, 13), тогда что может с тобой случиться?».

Похожие материалы

Информация о работе