Ежегодно христиане молитвою и постом воспоминали спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа, и совершали ежегодный праздник Воскресения Христова.
Пасхальный период длился от Пасхи Великой до Пятидесятницы и отличался от других периодов тем, что в это время не совершались земные поклоны. По свидетельству святителя Василия Великого этим прямостоянием мы, как совоскресшие Христу, выражаем свою веру в жизнь будущего века, где не будет прекращения пасхальной радости.
Праздничными становились дни воспоминания Крещения Господня, Рождества Христова, Преображения, Вознесения, а с IV века — Воздвижения Креста Господня.
35 Почитание Божией Матери выражалось в умножении праздников в честь Llcci-нейшей Херувимов и Славнейшей Серафимов. От лет древних мы восприняли праздники Благовещения и Успения Богородицы, Ее преславного Рождества и Введения во храм.
Все эти и другие великие церковные праздники раскрывают различные стороны Домостроительства нашего спасения. Каждый церковный праздник делает нас живыми участниками тех событий, которые мы молитвенно вспоминаем в тот или иной праздник. «Дева днесь Пресущественнаго рождает» — поем мы на Рождество Христово. На Богоявление мы прославляем Христа, «нас ради ныне плотыю крестившагося». «Днесь спасения нашего главизна» -— поем мы на Благовещение Пресвятой Богородицы. И это слово «днесь» не метафора, а выражение нашей веры в наше спасение по благодати Христа, Воскресшего из мертвых и собравшего нас в Свою Святую Церковь. Каждый церковный праздник обязательно знаменуется совершением Божественной Литургии — Новозаветной Пасхальной Трапезы, на которой мы имеем благодатную возможность причащаться Святых Христовых Тайн. Памяти святых мучеников в Древней Церкви также отмечались именно совершением Евхаристии.
И если «Воскресение Христово есть основа нашей веры Христианской» и «предмет постоянного торжества Церкви» (выражение протопресвитера Михаила Помазанского). то совершение Божественной Литургии является наилучшим доказательством этого. Праздники церковные раскрывают нам различные стороны спасительного о нас смотрения Божия, а Пасха Христова — есть корень и основание нашего спасения: «Пасха нетления — мира спасение».
Праздник Входа Господня в Иерусалим может быть назван предпразднством Воскресения Христова. Ликующие волны грядущего Праздника праздников испытал всякий верующий, приходящий освящать вербы за неделю до Пасхи. Сами песнопения Недели Ваий провозглашают радость победы Христа над смертью: «Темже и мы, яко отроцы, победы знамение носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних!».
Праздник Воздвижения Креста Господня напоминает нам Великий Пяток — день. который в Древней Церкви назывался Пасхой Крестной. А Преображение Господне в стихирах церковных прямо называется прообразом Воскресения Христова. И в великих Богородичных праздниках постоянно звучит тема воскресения, спасения и жизни вечной, то есть пасхальная тема.
Изучение истории церковных праздников, а также богослужебных текстов этих праздников показывает, что все они имеют прежде всего пасхальную и литургическую связь. И этим выражается сущность всех церковных праздников.
Лекция 15. Богослужениевеликихцерковныхпраздников
«Не ради дней — праздник, но ради Господа», — писал в шестом праздничном (пасхальном) послании святитель Афанасий Великий (t 373 г.). «Его, Который в сии дни пострадал за нас, почитаем мы за великое торжество, "ибо Пасха наша за ны по-жрен бысть Христос" (I Кор. 5, 7)» (Святитель Афанасий Великий. Творения. Том. 3, М., 1994, с. 433).
В девятнадцатом праздничном послании святитель Афанасий, ссылаясь на слова святого апостола Павла — «Всегдарадуйтесь!» (I Сол. 5, 16), писал о том, как надлежит проводить праздник. «Посему должны и мы, братия мои, в ожидании торжества вечной радости на небесах и теперь совершать праздник Пасхи, всегда радуясь, непрестанно молясь и за все благодаря Господа» (там же, с. 510).
Ради прославления Господа Иисуса Христа, Воскресшего из мертвых, еженедельно собирались, начиная с апостольских времен, христиане в День Господень (Воскресение). Ради Господа собирались христиане и при воспоминании Новозаветной Пятидесятницы, Богоявления, Преображения и в другие праздничные дни, отображавшие Домостроительство нашего спасения. Ради Господа собирались и доныне собираются на
36 церковные службы православные христиане, прославляя Его Пречистую Матерь, Небесные силы и Угодников Божиих.
Как указывалось в предыдущей лекции, каждый церковный праздник знаменуется совершением Божественной Литургии, которая является вершиной церковного праздника. Но кроме Литургии Церковь Христова Православная имеет еще целый ряд церковных служб, которые обычно предшествуют Литургии.
Суточный круг Церковного Богослужения кроме Божественной Литургии включает в себя Вечерню, Утреню, службы Часов, а кроме того — Повечерие и Полу нотницу. которые совершаются в монастырях всегда, а в приходских храмах в Великий пост.
Особенностью Богослужения великих праздников Церкви Христовой Православной с древнейших времен являются всенощные бдения. Воспоминая, что Христос воскрес очень рано в первый день после субботы, апостолы, а вслед за ними и их последователи, собирались в ночь с субботы на Воскресение, чтобы в Литургическом собрании прославить Христа, Воскресшего из мертвых.
Плиний Младший, правитель Вифинии, около 112 года писал письмо Римскому императору, в котором объяснял, как он борется с христианами. Из этого письма видно, что христиане того времени собирались на свои всенощные бдения под Воскресенье, чтобы петь хвалебные гимны Христу как Богу.
Сохранились свидетельства о том, как в IV-V вв. в Иерусалиме формировались всенощные церковные службы. Всенощные службы совершались в ночь с Великого Четверга на Пяток, когда совершалась Пасха Крестная — воспоминание спасительных страданий Господа нашего Иисуса Христа. Всенощное бдение было затем и под Великую Субботу, когда пелись надгробные пасхальные песнопения, а затем и в светозарную ночь Христова Воскресения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.