Крещения и Миропомазания. Крещение и Причащение. Пасхальная связь церковных Таинств. Богослужение великих церковных праздников, страница 6

Это последнее — пасхальное всенощное бдение сохранилось повсеместно в Церкви Христовой Православной. По монастырскому уставу, сложившемуся в V-IX вв., все­нощные бдения совершались и под Воскресенье, и в великие праздники. Всенощное бдение как раз и отмечало церковное величие праздника.

Начиналось оно Великой Вечерней, или Великим Повечерием (если Вечерня нака­нуне совершалась вместе с Литургией). Затем совершалась лития — прилежное празд­ничное моление, в конце которого читались книги Нового Завета или извлечение из святоотеческих творений. Без перерыва следовала праздничная Утреня, средоточием которой было пение канона. Завершалось всенощное бдение совершением Божествен­ной Литургии.

Последовательность праздничного всенощного бдения сохранилась до сего време­ни. Но всенощные бдения в древности совершались действительно всю ночь. Большую часть службы занимало чтение и пение псалмов, которые подвижниками веры и благо­честия всегда воспринимались высочайшим украшением церковных служб. На празд­ничном всенощном бдении обязательно читался целый ряд святоотеческих творений, избранных применительно к данному празднику.

Эти уставные чтения были в конце Вечерни после литии, после каждой из кафизм на Утрени, по полиелее, часто после 3-й и всегда после 6-й песни канона (Синаксарий), а иногда и после 9-й песни канона. Общее число праздничных чтений могло прости­раться до семи. Каждое такое чтение представляло собой извлечение из лучших свято­отеческих книг. Следовательно, на каждый великий праздник слух молящихся в храме оглашался прекрасными богословскими творениями. Храм был настоящим богослов­ским училищем! По другому, конечно, воспринималась и вся служба: молитвословия все время чередовались с поучительным чтением.

В средневековье практика чтений постепенно стала ослабевать. В какой-то мере устаревал язык этих «чтений»; не воспринимались на слух полемические фрагменты «чтений», которые были актуальными для времени их составления. И, конечно, ослабе­вала ревность к длительным службам, которые, казалось, удобнее всего сократить за счет «чтений».


37

Пожалуй, отсутствием праздничных чтений более всего отличается совре­менная праздничная служба от такой же службы, совершавшейся в древности. Пари-мии, стихиры, каноны и многие другие песнопения и молитвословия сохранились.

Как памятник катихизическим праздничным чтениям остались рубрики в «Типико­не» и богослужебных книгах. Там написано: «И чтем слово...», а мы этого слова не только не чтем, но даже и не знаем, где найти текст этого слова.

Как исключение, осталось чтение Огласительного Слова святителя Иоанна Злато­уста на Пасху, начинающегося словами: «Лще кто благочестив и боголюбив, да насла­дится сего добраго и светлаго торжества...». Даже слово 45-е на Пасху святителя Григория Богослова перед 4-й песнью канона Пасхи не читается. Хотя преподобный Иоанн Дамаскин вдохновился на написание пасхального канона именно этим «Словом» святителя Григория Богослова.

Другая особенность праздничного Богослужения наших дней — это соединение Великой Вечерни с праздничной Утреней в единое «всенощное бдение», которое со­вершается вечером — в канун праздника. А Божественная Литургия совершается утром в день праздника. На Святом Афоне продолжается уставное совершение Всенощных бдений. В России праздничные Всенощные бдения принято совершать в некоторых храмах на Рождество Христово и Богоявление.

Любители праздничного Богослужения и истории Церковного Устава могут по­черпнуть много интересных сведений в «Толковом Типиконе» М. Скабаллановича (Ки­ев, 1910; переиздание М., 1995). В этой замечательной книге, в частности, находится интереснейшая статья «Практическая осуществимость всего устава Всенощной», где рассказывается о том, как в храме Киевской Духовной Академии до революции однаж­ды постарались отслужить всенощную, сколько возможно выполняя указания «Типи­кона». Примечательно, что подготовка певчих к такой всенощной заняла полтора меся­ца («Толковый Типикон», с. 330-336).

И все-таки праздничные службы Церкви Христовой Православной продолжают ос­таваться её* драгоценным достоянием. На Божественной Литургии большая часть пес­нопений и чтений относятся к числу неизменяемых. А стихиры, каноны, тропари, кон­даки и другие элементы всенощного бдения относятся к разряду изменяемых богослу­жебных текстов и песнопений. В них-то и раскрывается содержание того или иного праздника, прославляющего Домостроительство нашего спасения. Благодаря этим из­меняемым чтениям и песнопениям каждый великий церковный праздник имеет осо­бенный, только ему присущий характер и облик.

Литература

1.  М. Скабалланович. «Толковый Типикон». Москва, «Паломник», 1995.

2.  Протоиерей Михаил Орлов. «Круг церковных праздников». ЖМП, 1970, № 9, с. 75-79; №10, с. 62-71.

Лекция 16. ПовседневноецерковноеБогослужение.

В предыдущих лекциях рассматривалось пасхальное значение Богослужения Вос­кресного дня и различных церковных праздников. В Воскресение, в День Господень (Откр. 1, 10), Церковь Христова Православная творит воспоминание спасительного Христова Воскресения и совершением Божественной Евхаристии всегда знаменует этот пасхальный день седмицы. В праздники церковные, прославляя Домостроительство спасения нашего, мы воспоминаем великие и спасительные события из Священной Ис­тории Нового Завета, из Церковной Истории, творим память святых угодников Божиих. и также совершением Божественной Литургии знаменуем эти праздники. Какое же зна­чение имеет повседневная церковная служба, когда церковный календарь не указывает нам великих, средних и малых церковных праздников?

Церковный Устав и пособия по его изучению подробно раскрывают состав все­дневных церковных служб. Рядовые церковные службы приурочены к разным частям