Это последнее — пасхальное всенощное бдение сохранилось повсеместно в Церкви Христовой Православной. По монастырскому уставу, сложившемуся в V-IX вв., всенощные бдения совершались и под Воскресенье, и в великие праздники. Всенощное бдение как раз и отмечало церковное величие праздника.
Начиналось оно Великой Вечерней, или Великим Повечерием (если Вечерня накануне совершалась вместе с Литургией). Затем совершалась лития — прилежное праздничное моление, в конце которого читались книги Нового Завета или извлечение из святоотеческих творений. Без перерыва следовала праздничная Утреня, средоточием которой было пение канона. Завершалось всенощное бдение совершением Божественной Литургии.
Последовательность праздничного всенощного бдения сохранилась до сего времени. Но всенощные бдения в древности совершались действительно всю ночь. Большую часть службы занимало чтение и пение псалмов, которые подвижниками веры и благочестия всегда воспринимались высочайшим украшением церковных служб. На праздничном всенощном бдении обязательно читался целый ряд святоотеческих творений, избранных применительно к данному празднику.
Эти уставные чтения были в конце Вечерни после литии, после каждой из кафизм на Утрени, по полиелее, часто после 3-й и всегда после 6-й песни канона (Синаксарий), а иногда и после 9-й песни канона. Общее число праздничных чтений могло простираться до семи. Каждое такое чтение представляло собой извлечение из лучших святоотеческих книг. Следовательно, на каждый великий праздник слух молящихся в храме оглашался прекрасными богословскими творениями. Храм был настоящим богословским училищем! По другому, конечно, воспринималась и вся служба: молитвословия все время чередовались с поучительным чтением.
В средневековье практика чтений постепенно стала ослабевать. В какой-то мере устаревал язык этих «чтений»; не воспринимались на слух полемические фрагменты «чтений», которые были актуальными для времени их составления. И, конечно, ослабевала ревность к длительным службам, которые, казалось, удобнее всего сократить за счет «чтений».
37
Пожалуй, отсутствием праздничных чтений более всего отличается современная праздничная служба от такой же службы, совершавшейся в древности. Пари-мии, стихиры, каноны и многие другие песнопения и молитвословия сохранились.
Как памятник катихизическим праздничным чтениям остались рубрики в «Типиконе» и богослужебных книгах. Там написано: «И чтем слово...», а мы этого слова не только не чтем, но даже и не знаем, где найти текст этого слова.
Как исключение, осталось чтение Огласительного Слова святителя Иоанна Златоуста на Пасху, начинающегося словами: «Лще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества...». Даже слово 45-е на Пасху святителя Григория Богослова перед 4-й песнью канона Пасхи не читается. Хотя преподобный Иоанн Дамаскин вдохновился на написание пасхального канона именно этим «Словом» святителя Григория Богослова.
Другая особенность праздничного Богослужения наших дней — это соединение Великой Вечерни с праздничной Утреней в единое «всенощное бдение», которое совершается вечером — в канун праздника. А Божественная Литургия совершается утром в день праздника. На Святом Афоне продолжается уставное совершение Всенощных бдений. В России праздничные Всенощные бдения принято совершать в некоторых храмах на Рождество Христово и Богоявление.
Любители праздничного Богослужения и истории Церковного Устава могут почерпнуть много интересных сведений в «Толковом Типиконе» М. Скабаллановича (Киев, 1910; переиздание М., 1995). В этой замечательной книге, в частности, находится интереснейшая статья «Практическая осуществимость всего устава Всенощной», где рассказывается о том, как в храме Киевской Духовной Академии до революции однажды постарались отслужить всенощную, сколько возможно выполняя указания «Типикона». Примечательно, что подготовка певчих к такой всенощной заняла полтора месяца («Толковый Типикон», с. 330-336).
И все-таки праздничные службы Церкви Христовой Православной продолжают оставаться её* драгоценным достоянием. На Божественной Литургии большая часть песнопений и чтений относятся к числу неизменяемых. А стихиры, каноны, тропари, кондаки и другие элементы всенощного бдения относятся к разряду изменяемых богослужебных текстов и песнопений. В них-то и раскрывается содержание того или иного праздника, прославляющего Домостроительство нашего спасения. Благодаря этим изменяемым чтениям и песнопениям каждый великий церковный праздник имеет особенный, только ему присущий характер и облик.
Литература
1. М. Скабалланович. «Толковый Типикон». Москва, «Паломник», 1995.
2. Протоиерей Михаил Орлов. «Круг церковных праздников». ЖМП, 1970, № 9, с. 75-79; №10, с. 62-71.
Лекция 16. ПовседневноецерковноеБогослужение.
В предыдущих лекциях рассматривалось пасхальное значение Богослужения Воскресного дня и различных церковных праздников. В Воскресение, в День Господень (Откр. 1, 10), Церковь Христова Православная творит воспоминание спасительного Христова Воскресения и совершением Божественной Евхаристии всегда знаменует этот пасхальный день седмицы. В праздники церковные, прославляя Домостроительство спасения нашего, мы воспоминаем великие и спасительные события из Священной Истории Нового Завета, из Церковной Истории, творим память святых угодников Божиих. и также совершением Божественной Литургии знаменуем эти праздники. Какое же значение имеет повседневная церковная служба, когда церковный календарь не указывает нам великих, средних и малых церковных праздников?
Церковный Устав и пособия по его изучению подробно раскрывают состав вседневных церковных служб. Рядовые церковные службы приурочены к разным частям
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.