30
Не каждый человек помнит свое Крещение, потому что многих крестили в раннем детстве или в младенческом возрасте. Принимавшие Крещение взрослые люди не всегда были теоретически подготовлены ко Крещению, чтобы знать о пасхальной сущности таинств Крещения и Миропомазания. Став членом Церкви, большинство православных христиан больше не участвуют в Крещении, то есть не молятся при Крещении новых чад Церкви, не принимают их непосредственно в свое общение, не чувствуют, что крещение новых прихожан имеет самое непосредственное отношение к ним, старым прихожанам.
Между тем источники Церковного Богословия свидетельствуют, что в Древней Церкви Крещение было самым что ни на есть общественным богослужением. Как правило, ко крещению оглашаемые готовились весь Великий пост, в Великую Пятницу перед лицом церковного собрания они произносили исповедание веры, а в Великую Субботу вечером принимали святое Крещение. Наше пасхальное богослужение сложилось из этого пасхального крещения, завершавшегося Божественной Литургией.
На Пасху в Древней Церкви крестилось большинство оглашенных, но массовые крещения совершались также в канун праздников Богоявления, Рождества Христова, Вербного Воскресения и Дня Пятидесятницы. Об этом нам сейчас напоминает пение на Литургии этих праздников вместо «Святый Боже» крещального стиха: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа».
«Знание всего этого, однако, есть нечто большее, чем просто знакомство с еще одной интересной главой в истории богослужения. На самом деле это единственный путь к более полному пониманию Крещения, его значения в жизни Церкви и в-нашей личной христианской жизни» (протопресвитер А. Шмеман. «Водою и духом. О таинстве Крещения». Париж, 1986, с. 12).
Всегда помнить о собственном Крещении и Миропомазании, знать, что через эти таинства мы получили доступ к Евхаристии, принимать участие в крещении новых членов Церкви — значит понимать, что Пасха Христова есть «иного жития, вечного начало» и «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4).
Литература:
Прот. А. Шмеман. «Водою и Духом. О таинстве Крещения». — Париж, 1986.
Лекция 12. КрещениеиПричащение
Как указывалось в предыдущей лекции, таинства Крещения и Причащения объединяет их пасхальный характер и пасхальное содержание.
Крещение совершается во образ смерти и Воскресения Христова, а Евхаристия дарует и усваивает нам спасительные плоды крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя. Через Крещение мы становимся членами евхаристического собрания, а в причащении имеем теснейшее благодатное общение со Христом и друг с другом. Крещение совершается «во оставление грехов» (из Символа Веры) и причащаемся мы Святых Христовых Тайн также «во оставление грехов, и в жизнь вечную» (из молитвы святителя Иоанна Златоуста перед Причащением).
Но если Святое Крещение совершается однажды — «едино крещение» (Еф. 4, 5), то Причащение совершается за каждой Литургией. В Древней Церкви участие новокре-щенных в совершении Евхаристии (Причащение) следовало непосредственно за Крещением. В настоящее время эти два таинства совершаются обычно на различных службах. Хорошо, если новокрещенному расскажут о Божественной Литургии и о необходимости причащаться Святых Христовых Тайн. Еще лучше, если участием в ближайшей Литургии наставники новокрещенных помогут им на практике войти в евхаристическую жизнь Церкви Христовой. Однако, нередко и наставники, а вслед за ними и многие новокрещенные, воспринимают Причащение как единоразовый акт, восполняющий Крещение, а не как важнейший элемент церковной жизни крещенного челове-
31 ка. Одна из причин такого восприятия — это отсутствие в современном церковном сознании понимания пасхальной связи таинств Крещения и Причащения.
О Святом Крещении апостол Петр говорит, что оно «спасет воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3, 21). Апостол Павел учит, что «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить во обновленной .жизни» (Рим. 6, 3-4). Следовательно, Святое Крещение — это возрождение человека и начало его обновленной жизни через таинственно-благодатное участие в смерти, погребении и воскресении Христа Бога нашего. Крещение — дверь в Церковь Христову и в Царство Божие. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3, 5). Связь со смертью и воскресением Иисуса Христа определяет пасхальный характер и пасхальное содержание таинства Крещения. «Пасха Господня» — это переход и спасение. Крещение — это переход в новую (церковную) жизнь и спасение по благодати Воскресшего Христа.
Протопресвитер Александр Шмеман (t 1983) в богословском исследовании «Водою и Духом» подчеркивает, что в Древней Церкви «таинство Крещения совершалось в пасхальную ночь и составляло органическую часть ежегодного торжественного празднования Пасхи» (...). Пасха как литургический праздник и Великий пост как литургическое приготовление к Пасхе, первоначально возникли из чинопоследования Крещения». Отсюда следует вывод, что «Пасха, этот «праздник праздников», есть, таким образом, исполнение Крещения, а Крещение есть истинно пасхальное таинство» (протопресвитер А. Шмеман. «Водою и Духом: о таинстве Крещения». Париж, 1986, с. 11-12).
Божественная Литургия — это Новозаветная Пасхальная Трапеза, совершаемая в воспоминание спасительных страданий, крестной смерти, погребения и Воскресения Христова. В лекциях 7-10 мы рассматривали Евхаристию как пасхальное таинство, которое было установлено на Тайной Вечери и будет являться священнотаинственным воспоминанием Пасхи Христовой до самого второго пришествия Христа Спасителя (1 Кор. 11, 26). По обещанию Христа Спасителя причастникам Евхаристии даруется воскресение и вечная жизнь (Ин. 6; 54, 56).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.