Откровение. Догматическая конституция «О Божественном Откровении» («DeiVerbum») II Ватиканского собора

Страницы работы

Содержание работы

ОТКРОВЕНИЕ

Православное понимание термина «Откровения» связано с употреблением этого слова в Священном Писании Нового Завета. В догматическом контексте это слово связывается с явлением в мир Единородного Сына Божия: «Многочастне и многообразие древле Бог глаголавый отцем во пророцех; в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори» (Евр.1.1-2).

Откровение на Иордане, на Фаворе, на Еолгофе, по Воскресении, в Вознесении...

Откровение — в «Откровении»: «Апокалипсис Иисуса Христа, егоже даде Ему Бог, показати рабом Своим, имже подобает быти вскоре. И сказа, послав через Ангела Своего рабу своему Иоанну, иже свидетельствова слово Божие, и свидетельство Иисус Христово!» (Откр.1, 1-2).

Значит ОТКРОВЕНИЕ - это свидетельство Иисус Христово. И кодифицировать его (то есть рационально сформулировать) - невозможно. Святоотеческое Богословие и не пыталось кодифицировать Откровение. А схоластика, оторвавшись от Церковного Богословия (Православного Богословия) - стала пытаться это делать.

Сначала протестанты, пытаясь оправдать свой уклон свидетельствами Писания, стали из Священного Писания выстраивать «Божественное Откровение», а все что им не подходило выводили за рамки своего вероучения.

В противовес им и римо-ватиканцы стали с Тридентского собра заниматься кодификацией «Божественного Откровения».

В результате у первых сложился принцип «Только Писание!» (и повод к субъективизму в толковании веры и Писания» и отвержение Предания.).

А у вторых - «Догматическая Конституция «О Божественном Откровении» (Второй Ватиканский собор, 1962-1965) и учение о «Верховном Учительстве», как принципе, фактически соединяющем и примиряющем и изъясняющем «два источника Божественного Откровения» - Предание и Писание.

Далее подробности в Приложениях:

lvOПротестантском «Только Писание!»    

2X1. О Ватиканской «Догматической Конституции».  


ПРИНЦИП«SOLASCRIPTURA»И«КНИГАСОГЛАСИЯ»ПРОТЕСТАНТОВ

У протестантов вопрос об источниках своего вероучения обычно сводится к Писанию. Под «Божественным Откровением» протестантские теологи также разумеют Писание. Такой взгляд на источник своего вероучения выражается формулой «Sola scriptural», то есть «Толь­ко Писание!». Одно только Писание достойно называться источником вероучения протестан­тов, а предания считаются человеческими установлениями (traditions humanae).

«Формула согласия», символическая книга протестантов входящая в сборник символиче­ских книг — «Книгу согласия», открывается учением об источниках протестантского веро­учения. «Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стан­дартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов, как сказано в Пс. (118:105): «Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей». И как говорит Св. Павел: «Но если бы даже... Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8)\

Однако, провозгласив принцип «Только Писание», протестанты практически сразу ото­шли от него. Для мирян Библию заменили Краткий и Большой Катехизисы доктора Лютера. Эти Катихизисы «Формула согласия» прямо называет «Библией для мирян»2. Декларируя, что к Слову Божию «не может приравняться ни одно человеческое писание», «Формула со­гласия» выше человеческих писаний ставит «Аугсбургское Исповедание», «Апологию Аугсбургского исповедания», «Шмалькальденские артикулы» и Катехизисы Лютера, то есть символические книги протестантов, вместе с «Формулой согласия» вошедшие в «Книгу со­гласия»3.

Таким образом, вместо одной Библии у протестантов уже в XVI веке появилось как ми­нимум шесть книг, ставших авторитетнейшими источниками их вероучения.

Принцип индивидуализма, провозглашенный Лютером, разрушил саму Реформацию. В качестве единственного критерия истины реформаторы выдвинули только Писание, но толкуемое личным сознанием Писание разделило детей Реформации на множество сект. И личное сознание стало основным источником многочисленных несогласных между собой протестантских конфессий и деноминаций. Современный тотальный либерализм происте­кает из того же реформаторского принципа индивидуализма.

За остатки церковности держатся лютеране («На том и стоим»), но пока они именуют себя членами «лютеранской церкви», то есть собрания учрежденного Лютером, а не Иисусом Христом, им недостает благодати вернуться в соединение веры Церкви и усвоить «веру, од­нажды преданную святым» (Иуд.З).

По мнению Пауля Тиллиха (1886-1965), одного из крупнейших протестантских теологов XX века, «Библия — это основной источник систематического богословия, поскольку она представляет собой подлинный и самобытный документ, в котором зафиксированы события, легшие в основу христианской Церкви»4.

«Центральным вопросом религии является вопрос об Откровении. Познаваем ли Бог? Раскрывал ли Он Себя? Если познаваем, если раскрывал, то как?». Так начинается энцикло­педическая статья «Откровение Бога: основные моменты» в фундаментальном (1232 страни-

Книга согласия: вероисповедание и учение лютеранской церкви. Изд.: Фонд «Лютеранское наследие», 1998, с. 582. Тексты из Писания приводятся по данному изданию.

2 Там же, с.583.

3 Там же, с.631.

4 П.Тилллих. Систематическое богословие. /Перевод с английского. Спб.: Изд. «Алетейя»,1998, с. 44.

1


цы) «Евангельском словаре библейского богословия», выпущенном в 2000 году   издатель­ством «Библия для всех» (Санкт-Петербург)5.

Далее в соответствии с принципом sola Scriptura (только Писание) протестантская теоло­гия проводит аналогию воплощений между Словом, ставшим плотию, и Словом, воплотив­шимся в Писании. Слово, ставшее плотию (Ин.1,14) — это «личностное откровение Бога в воплотившемся Иисусе Христе». «Христос придавал большое значение откровениям в Вет­хом Завете. Именно благодаря факту Его учения обнаруживаем мы аналогию между Вопло­щением и воплощением в Писании — Слово стало плотию, и это было слово Писания»6.

Далее в протестантском «Евангельском словаре библейского богословия» следует схола­стическое деление Откровения на несколько Откровений. «Христиане обычно различают об­щее Откровение через творение и через совесть и особое спасительное Откровение через Слово (Священное Писание)7.

Поскольку Священное Писание является вместилищем высказанного Богом откровения, то этим и определяется «ведущая роль Священного Писания в богословском формировании Церкви», а «евангельское богословие должно быть приведено в согласие с тем, что «сказано в Писании»8.

Выходные данные на русском и англ.языках; с.681-684.

6 Там же, с.682.

7 Там же, с.681-682.

8 Там же, с.684.

Похожие материалы

Информация о работе