2. «Догматическая конституция «О Божественном Откровении» («DeiVerbum») IIВатиканского собора
IIВатиканский собор (1962-1965 гг.), а точнее римский папа Павел VI с отцами этого собора, принял 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации. (Сноска: На русском языке опубликованы в кн.: «Второй Ватиканский собор: конституции, декреты, декларации». — Брюссель, изд. «Жизнь с Богом», 1992). Среди четырех конституций, то есть наиболее важных доктринальных документов собора, для исследования вопроса об источниках церковного богословия необходимо рассмотреть «Догматическую конституцию о Божественном Откровении» — «Dei Verbum», принятую 18 ноября 1965 года.
Эта догматическая конституция завершила длительный период «догматического развития» отделившегося в 1054 году от православия, как веры Церкви, римо-ватиканского исповедания.
В борьбе с реформацией на IV сессии Тридентского собора (8 апреля 1546 г.) было объявлено, что Евангелие является единственным источником всей доктрины о спасении, что тексты книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета обладают равной святостью и богодухновенностью, был объявлен офциальный список (канон) священных книг, Вульгата была признана аутентичным текстом Писания.
Тридентский собор (1545-1562), желая подтвердить ценности, отрицаемые протестантами, предпринял ряд шагов по кодификации своего вероучения. На этом соборе большое внимание уделяется созданию епархиальных семинарий для воспитания кандидатов в духовенство и другим вопросам образования.
Вскоре после Тридентского собора, а именно в 1566 году, папа Пий V издает «Римский катихизис» — «символический» ответ на символические книги реформаторов. Так Запад в лице реформации и контрреформации решительно встал на путь кодификации источников своего вероучения.
I Ватиканский собор в догматической конституции о католической вере (принята 24 апреля 1870 г.) отметил «необходимость сверхъестественного Откровения» и напомнил, что «это Откровение содержится в священных канонических книгах Ветхого и Нового Завета и в Предании, переданном непосредственно от Христа апостолам, а от них — последователям, плоть ДО наших дней». (Сноска: Антонини Бернардо. Божественное Откровение./ Историко-теологическое введение в Библию с очерком изучения Догматической Конституции «О Божественном Откровении» («Dei Verbum»), принятой II Ватиканским Вселенским собором». Изд. «Истина и Жизнь».— М, 1992, с.34). Так была сформулирована римо-ватиканская доктрина о Священном Писании и Священном Предании как о двух источниках Божественного Откровения.
1
II Ватиканский собор сделал следующий логический шаг на пути кодификации схоластического понятия «Божественное Откровение». Основанием для этого шага явился провозглашенный на I Ватикнском соборе догмат о безошибочности папского учительства, когда римский папа выносит суждение экс кафедра по вопросам веры и морали.
Ключевой статьей Догматической конституции «О Божественном Откровении» («Dei Verbum») II Ватиканского собора является статья 10, которая завершает главу II — «О передаче Божественного Откровения». Статья 10 озаглавлена: «Отношение Священного Предания и Священного Писания к Учительству Церкви». «Верховное Учительство Церкви» - - но и есть так называемое безошибочное папское учительство (в просторечии — «непогрешимость» папы римского).
В начале в статье 10-й говорится, что «Священное Предание и Священное Писание составляют единый священный залог Слова Божия, вверенный Церкви». Здесь о римском папе еще не упоминается. «Но обязанность подлинно толковать написанное или переданное Слово Божие, — говорится далее, — вверено одному живому Учительству Церкви», то есть римскому папе. Завершается это пункт Догматической конституции следующим выводом: «Итак, очевидно, что Священное Предание, Священное Писание и Учительство Церкви, по премудрому совету Божию. так между собою связаны и соединены, что одно не без другого, а все вместе, каждое своим способом, под действием единого Духа Святого, действенно способствуют спасению душ». (Сноска: Антонини Бернардо. Божественное Откровение, с.34).
Таким образом, учение о Предании и Предании как двух источниках Божественного откровения — «печальное наследие Тридентского собора» (выражение архиепископа Василия (Кривошеина) — превратилось в учение о трех источниках вероучения: Предании, Писании и Верховном Учительстве. Однако доминирующее положение в Догматической конституции «О Божественном Откровении» отведено Верховному Учительству, поскольку только римский папа, верно излагает Слово Божие и «черпает в этом едином залоге веры все то, чему оно предлагает верить как богоот-кровенному». (Сноска: «Второй Ватиканский собор: конституции, декреты, декларации». — Брюссель, изд. «Жизнь с Богом»,1992, с. 178).
Вера Церкви, как источник церковного вероучения фактически подменяется так называемым «Верховным Учительством». И любая энциклика римского папы становится источником вероучения и нравоучения, а значит составной частью «Божественного Откровения»!
История создания Догматической конституции «О Божественном Откровении» обстоятельно представлена католическим теологом о.Бернардо Антонини в уже цитированном учебном пособии «Божественное Откровение». Ни одна из конституций II Ватиканского собора не была подобно этой конституции предметом занятий соборных отцов в течение
2
трех лет. Почему? Потому что от начала до конца — вся работа по подготовке этой конституции проходила с великими трудностями, а трудности происходили оттого, что сразу было взято неверное направление. По существу на II Ватиканском соборе вместо поиска подлинных источников церковного вероучения, целенаправленно формировался документ, защищающий вероучительную власть папы римского, то есть римо-ватиканскую доктрину «Верховного Учительства как Учительства Церкви» — печальное наследие I Ватиканского собора, догматизировавшего непо-грешительное учительство римского епископа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.