Первый вариант будущей догматической конституции назывался -«Об источниках Откровения» («De fontibus revelationis»). Обсуждался этот вариант на соборе с 14 по 21 ноября 1962 года, и сразу же возникли возражения: нельзя говорить о передаче Откровения, не представив саму доктрину Откровения. «Следовало уточнить, что Писание и Предание являются двумя различными, независимыми и параллельными источниками Откровения. Помимо Священного Писания признавалось источником Откровения и Священное Предание, которое не только объясняет содержание Писания, но и само по себе представляет истины, которые в Писании не содержатся». (Сноска: Антонини Бернардо. Божественное Откровение, с.36-37). Насторожили отцов собора и частые ссылки на Учительство Церкви, то есть на папские энциклики, как на источники Божественного Откровения. После недели напряженных споров 1368 участников собора высказались против первоначального варианта проектируемой догматической конституции, и 822 проголосовали за этот вариант. Тогда римский папа Иоанн XXIII, при котором начинался II Ватиканский собор, велел пресмотреть первоначальный вариант конституции.
Если первый вариант разрабатывала теологическая комиссия собора, то второй вариант разрабатывала смешанная комиссия включавшая в себя представителей теологической комиссия и членов секретариата Союза христиан. Во-первых, конституции дано было новое заглавие — «О Божественном откровении» («De Divina revelatione»). Это говорит о том, что разработчики догматической конституции решили по возможности обойти спорный вопрос о двух источниках Откровения.
На этот проект участниками собора было подано около 3000 замечаний. «Отмечался схоластический характер языка документа и недостаточное внимание к Преданию как таковому и его роли в жизни Церкви. Предложили даже вообще отказаться от этой схемы и уделить этому вопросу определенное место в конституции о Церкви». (Сноска: Антонини Бернардо. Божественное Откровение, с.37). Однако, завершая вторую сессию собора римский папа Павел VI, преемник папы Иоанна XXIII, 4 декабря 1963 года указал соборным отцам на необходимость конституции «О Божественном Откровении».
3
Третий вариант готовящееся догматической конституции готовилась специально созданной подкомиссией на основе поданных многочисленных замечаний. Обсуждалась эта схема с 30 сентября по 6 октября 1964 года, то есть на третьей сессии II Ватиканского собора. В основном обсуждалась следующая проблема: «следовало прояснить различие между Преданием Божественно-апостольским и церковными преданиями, природу и развитие Священного Предания, его связь с Писанием». В сущности искусственную «проблему Божественного Откровения» участники собора стали обсуждать сначала.
Четвертый вариант догматической конституции «О Божественном Откровении» голосовался по каждой главе документа (всего их 6) на сессии 20-22 сентября 1965 года. В последний момент обсуждения еще раз переименовали догматическую конституцию, поставив ей заглавие «Dei Verbum» («Слово Божие»).
270 участников собора потребовали внести в текст конституции положение о том, что все Откровение не может быть познано только через Священное Писание, и опять поднялся спор вокруг вопроса о двух источниках Откровения. Тогда папа римский Павел VI, спасая готовящуюся конституцию, предложил участникам собора выбор. Но это был выбор между заданными семью вариантами формулировок спорных мест, а не между тем, нужна или не нужна такая догматическая конституция в целом, о чем шел спор в начале собора еще при римском папе Иоанне XXIII. Такой силовой прием со стороны римского папы Павла VI достиг своей цели.
Завершилась драматическая история создания этого документа 29 октября 1965 года. Из 2350 участников собора за Догматическую конституцию «Dei Verbum» проголосовало 2344 человека, против — 6. Но в соответствии с догматом I Ватиканского собора о непогрешительном вероучи-тельстве римского папы, согласие участников собора догматического значения не имело. Потому под документом стоит другая дата — 18 ноября 1965 года и подпись: «Я, ПАВЕЛ, Епископ Католической Церкви». Далее в подлиннике следуют подписи отцов, участников собора, но эти подписи имеют лишь символическое значение. В римо-ватиканском исповедании римский папа считается не первым среди равных епископов, но «Главой Церкви», согласия Церкви даже в лице соборных отцов не требующей.
В рассмотренной Догматической конституции Писание и Предание по-прежнему объявляются составными частями Божественного Откровения. Чтобы избежать внутренне противоречивого положения о двух источниках Откровения в конституции утверждается, что «Священное Предание и Священное Писание», «проистекая из одного и того же Божественного источника, сливаются каким-то образом воедино» (ст.9). Слова «каким-то образом» показывают, что вопрос о взаимоотношении между Священным Писанием и Священным Преданием конституцией так и не был выяснен.
4
Почему принятие Догматической конституции «О Божественном Откровении» вызывало такое сопротивление некоторых участников II Ватиканского собора? Да потому что благодаря этой конституции ватиканская доктрина развития христианских догматов завела Римскую кафедру в догматический тупик. О каком движении к христианскому единству может идти речь, если вероучительную позицию Рима по-прежнему определяет папская энциклика, а римский епископ выше и главнее собора, претендующего на высокое название «вселенского»!?
В 1054 году Римская кафедра по воле кардинала Гумберта отпала от соединения в вере со вселенской Церковью. Тридетский собор закрепил это отпадение, хотя и был направлен в первую очередь против Реформации, возникшей в юрисдикции самого Рима. I Ватиканский собор догматизировал это отпадение от вселенского православия, как Веры Церкви, а II Ватиканский собор Догматической конституцией «Dei Verbum» возвел еще одну преграду на пути возвращения римского епископа и руководимой им паствы к христианскому единству.
Как теперь обсуждать вопросы об откровении, о Предании, о догмате церковном, когда Догматическая конституция «О Божественном Откровении» представила учение по этим вопросам как истину в последней инстанции?! А между тем сама конституция составлена далеко не безукоризненно. Например, она совершенно игнорирует 27 главу творения святителя Василия Великого «О Святом Духе», где заложена подлинно церковная, подлинно святоотеческая основа для решения вопроса об источниках церковного вероучения, об источниках церковного богословия.
Благодаря догматическим деяниям I и II Ватиканских соборов римская кафедра ослабила католическое (то есть кафолическое) самоименование. Сформировав за десять столетий свое (отличное от Веры Церкви) исповедание (confessio), она более достойна называться не Римо-католической Церковью, а римо-ватиканским исповеданием. Это, конечно, строго еклезиологическое суждение. В текстах же церковно-дипломатических и публицистических каждую конфессию принято именовать, учитывая ее самоназвание.
1
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.