тема 13
Протоиерей Борис Пивоваров
К истории термина «ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ»
Открывая 7 февраля 2000 года Богословскую конференцию «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил о богословии как о свидетельстве веры Церкви:
«Вера Церкви основана на подлинном свидетельстве учеников и последователей Христовых, на том провозвестии, которое было вверено им Христом и живет и вечно пребывает в Церкви силою Духа Святого. Поэтому подлинное Богословие всегда должно быть свидетельством — свидетельством Истины, свидетельством веры Церкви»1.
О единой вере Церкви писал святой апостол Павел, призывая христиан к церковному единству, потому что «един Господь, едина вера, едино крещение» (Еф. 4, 4). Об истинной вере Церкви свидетельствует и наше литургическое молитвенное исповедание: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную»2.
Богословие, свидетельствующее о единой, истинной вере Церкви Христовой, — это и есть церковное богословие.
Словосочетание «церковное богословие» известно с IV века, называемого некоторыми церковными писателями «золотым веком богослоСлово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия»// Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7—9 февраля 2000 г.: Сборник материалов.— М.: Изд. Синодальной Богословской комиссии, 2000. С. 6. Начальные слова стихиры «на Господи, воззвах» Пятидесятницы, которая также поется в конце Божественной Литургии весь год, исключая период со дня Христовой Пасхи до субботы перед Пятидесятницей. Полный текст стихиры: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть».
36
I
вия» или «золотым веком святоотеческой письменности»1. Но потребовались века, чтобы это словосочетание вернулось в богословское употребление.
В качестве примера можно вспомнить, что не сразу вошло в богословское употребление и слово «единосущный» (дрьооисгкх;), ставшее в 325 году ключевым богословским термином Никео-Цареградского Символа веры, согласно которому мы веруем «во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».
Этот небиблейский термин, ставший необходимым для опровержения арианства, не был принят отцами Антиохийского Собора 269 года2, осудившими ересь Павла Самосатского3. Не принимался этот термин и некоторыми православными иерархами Востока в период между Первым (325 г.) и Вторым (381 г.) Вселенскими Соборами. Но, будучи принятым отцами Второго Вселенского Собора, слово «единосущный» стало общеупотребительным в церковном богословии.
Подобно термину «единосущный», не сразу вошло в церковное употребление и словосочетание «церковное богословие». Около 339 года участник Первого Вселенского Собора знаменитый церковный историк Евсевий, епископ Кесарийский, написал сочинение «Ylegtкххкщт-aorixffcSeoXoyiaq», что в переводе с греческого языка означает «О церковном богословии»4. Но это сочинение, в отличие от церковно-истори-ческих трудов Евсевия Кесарийского, не получило широкого распространения. В данном полемическом трактате автор выражал резкую критику некорректно защищавшего православие епископа Анкирского Маркелла,
1 Например,
архимандрит Киприан (Керн) свой труд по патрологии так и назвал
«Золотой век Свято-Отеческой письменности». Издательством «Паломник» этот
труд был переиздан: М., 1995.
2 Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских
Соборов (в
связи с философскими учениями того
времени).— 2-е изд.— Сергиев Посад, 1914.
С. 232.
3 Протоиерей Георгий Флоровский
считает, что термин «единосущный» в то время
допускал разнообразие толкований и
что Павел Самосатский, антитринитариймодалист, этим словом хотел доказать «модалистическую слитность Божества».
Прот. Георгий Флоровский. Восточные отцы IV века.— 2-е изд.— Paris:
YMKA-
PRESS, 1990. С. 14.
4 Спасский А. История догматических движений... С. 236.
37
но при этом не дал обещанного описания или изложения церковного богословия.
И вот это почти забытое словосочетание — «церковное богословие» — оказалось востребованным в XX веке. Востребовалось оно тогда, когда возникла насущная потребность различать православное богословие как богословие Церкви Христовой Православной от богословия вообще, то есть от весьма неопределенного или даже совсем не церковного употребления термина богословие1.
Заслуга возвращения в богословский обиход термина церковное богословие в наибольшей степени принадлежит выдающемуся богослову Русской Православной Церкви, замечательному патрологу и церковному историку, профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии Николаю Ивановичу Сагарде (1870—1942/43)2.
Н.И.Сагарда, читавший в 1905—1918 годах лекции по патрологии, считал, что священномученик Ириней Лионский «как богослов превосходит всех предшествовавших ему писателей послеапостольского времени... Он первый представил цельное воззрение на отношение между Богом и миром, раскрытое из собственных принципов христианской веры, и установил основные начала церковного богословия3, которые в существенном остаются неизменными на все последующие времена»4.
Рассматривая учение священномученика Иринея Лионского о Боге, Н. И. Сагарда писал, что «понятие о Боге занимало выдающееся положение в споре между церковным богословием и гностицизмом; в этом именно пункте наиболее ясно выступает особенность гностических идей и их различие от церковного учения»5. Из этих слов видно, как четко Н.И.Сагарда разделяет церковное веро-учение (церковное богословие) от еретического учения гностиков.
Говоря о богословском наследии святителя Афанасия Великого, Н. И. Сагарда не только указывает на «тесное родство и согласие сотери1 В западной традиции — теология.
- Степень доктора церковной истории этот выдающийся патролог получил в мае
1917 года за сочинение «Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский.
Его жизнь, творения и богословие».— Пг, 1916. Переизд.: Изд. Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры; СПб.: Воскресение, 2006.
3 Словосочетание «церковное
богословие» здесь и далее, в цитатах и основном тек
сте, выделено жирным шрифтом автором
настоящей работы.
4 Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I—IV века.—
М.: Издательский Совет Рус
ской
Православной Церкви, 2004. С. 403.
5 Там же. С. 398.
38
ологических воззрений святых Иринея и Афанасия», но и подчеркивает, что «святитель Афанасий ввел в богословскую науку александрийцев новую струю и этим дал церковному богословию новый отпечаток и направление, которыми определен был существенный характер всей последующей церковной богословской науки»1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.