1 Архиепископ Василий (Кривошеий). Символические тексты в
Православной
Церкви.- М.: Сардоникс, 2003. С. 79.
2Там же. С. 24. 3 Там же. С. 88.
4 Там же. С. 91. 5 Там же. С. 90.
6 Там же. С. 36.
44
Следовательно, источником церковного богословия является вера Церкви. А Никео-Цареградский Символ является не символом вероучения, не сокращением некоей большой вероучительной доктрины, а всецелым, хотя и кратким изложением и исповеданием самой спасительной веры Церкви. Сама же вера, «однажды переданная святым» (Иуд. 3), не объемлется и не исчерпывается никаким вероучительным текстом. Об этой единой вере Церкви писал святой апостол Павел: «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5).
Рассматривая проблему символических текстов в православии, архиепископ Василий (Кривошеий) дает следующее описание веры Церкви.
«Церковь свято хранит „веру, однажды" и раз навсегда „переданную святым" (Иуд. 3). „Последуя святым отцам", — так начинают свое знаменитое определение о вере (орос)1 отцы Четвертого Халкидонского Собора. Таким путем и впредь должно идти подлинное православное богословие. Верность отцам — его основной признак. Не потому только, что они древние отцы, хотя свидетельство древности всегда ценно, а потому, что в их творениях подлинно выражена вера церковная, как ее предвещали пророки, научил Христос словом и делом, проповедали силою Духа Святого апостолы, определили Соборы, разъяснили отцы. „Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди". И вот эту веру должно неизменно выражать всякое-православное исповедание и определение»2.
Такое описание3 веры Церкви Христовой коренится в святоотеческом богословии. Святитель Афанасий Великий в первом послании к Се-рапиону, епископу Тмуйсскому, писал о церковной вере следующее: «Посмотрим еще на самое первоначальное предание, на учение и веру Вселенской Церкви, — веру, какую предал Господь, проповедали апостолы, соблюдали отцы. Ибо на ней основана Церковь, и кто отпадет от нее, то не может быть и даже именоваться христианином»4.
1 Греч. 6qo<; — 'определение'.
2 Архиепископ Василий (Кривошеий). Символические тексты в
Православной
Церкви.- М.: Сардоникс, 2003. С. 23-24.
3 Архиепископ Василий дает
именно описание веры Церкви, а не определение. Оп
ределение веры Церкви дать
невозможно, так же как невозможно дать формаль
ное определение Церкви, потому что
«ни Господь, ни апостолы не давали отвле
ченно-логического, научного или
философского понятия о Церкви» (П. Флорен
ский. Понятие о Церкви в Священном Писании // Богословские
труды. Сб. 12.—
М.: Издание Московской Патриархии, 1974. С. 79).
4 Святитель Афанасий
Великий. Творения в четырех
томах. Том III.— M.:
Изд.
Спасо-Преображенского
Валаамского монастыря, 1994. С. 41.
45
Подмена слова «вера» термином «вероучение» привела к идее догматического развития. «История догматов» превратилась в XIX—XX веках в увлекательную науку, в которой история христианского вероучения, или история христианского богословия, стала излагаться и исследоваться наподобие истории философских учений. Главными для исследователей истории христианской мысли стали вопросы: кто из писателей (философов или богословов) на кого, когда и как повлиял, и насколько оригинальной является та или иная богословская система.
Благодаря средневековой схоластике на отделившемся от Вселенского Православия Западе церковное богословие трансформировалось в доктрину, а затем раздробилось на различные религиозно-философские системы.
В Церкви Христовой Православной церковное богословие всегда преемственно сохранялось в виде живого литургического и святоотеческого преданиия. Академическое богословие православных духовных школ (в том числе в России, начиная с XVIII в.) испытало заметное влияние западной схоластики, о чем написано во множестве книг и статей. Протоиерей Георгий Флоровский, например, назвал это явление «псевдоморфозой» православия. Но самое важное это то, что даже при довольно сильном инославном влиянии на православные духовные школы православное богословие по существу всегда оставалось церковным богословием, потому что определяющее значение для развития православной церковной науки имели не схоластические схемы, а литургические и святоотеческие источники церковного богословия.
Архиепископ Василий (Кривошеий) не писал учебных пособий по православной догматике и не составлял инструкций по совершенствованию богословского образования. Но в его богословских трудах, и в первую очередь в указанной статье «Символические тексты в Православной Церкви», можно найти много ценнейших методических указаний — как строить церковное богословие и как обновлять содержание богословского образования.
Примером богословского исследования, проведенного по источникам церковного богословия, может быть назван опубликованный в Журнале Московской Патриархии доклад архиепископа Василия «Спасительное дело Иисуса Христа на Кресте и в Воскресении»1.
Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Спасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении //ЖМП, 1972, № 2. С. 64-69.
46
Завершая краткий очерк истории возвращения в богословский оборот словосочетания церковное богословие, следует указать обстоятельную статью «Богословие», помещенную в V томе Православной Энциклопедии1. Здесь термин «богословие» {Qsokoyia) рассматривается в разных аспектах: как таинство соединения с Богом, как путь непрестанного восхождения кбоговедению, имеется раздел «Богословие и философия», говорится об апофатическом и катафатическом богословии, о богословии и Предании, о богословии в истории Церкви, о богословских дисциплинах.
Очень важно, что автор этой энциклопедической статьи, проректор по науке Московской Духовной Академии священник Владимир Шмалий в разделе «Богословие и Предание» связывает богословие с литургической жизнью Церкви, с церковными таинствами. «Церковное богословие, так как и сама Церковь, и ее Предание, сверхисторично по содержанию и одновременно исторично по форме передачи»2.
Важно и следующее замечание автора энциклопедической статьи «Богословие»: «Святые отцы задают нормативный для всех времен модус богословского свидетельства о вере Церкви»3.
Церковная предпосылка богословия «подразумевает то, что всякое подлинное богословие возможно лишь в Церкви Христовой. Экклезиоло.-гическая предпосылка богословия подразумевает также, что православное богословие всегда есть богословие апостольское и святоотеческое»4.
1 Священник Владимир Шмалий. Богословие
// Православная Энциклопедия.
TomV— M.:
Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Право
славная
Энциклопедия», 2002. С. 515—520.
2 Там же. С. 519.
3 Там же.
4 Там же. С. 515.
47
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.