К истории термина «Церковное богословие», страница 4

1 Архиепископ Василий (Кривошеий). Символические тексты в Православной
Церкви.- М.: Сардоникс, 2003. С. 79.

2Там же. С. 24.                          3 Там же. С. 88.
4 Там же. С. 91.                          5 Там же. С. 90.
6 Там же. С. 36.

44


Следовательно, источником церковного богословия является вера Церкви. А Никео-Цареградский Символ является не символом вероуче­ния, не сокращением некоей большой вероучительной доктрины, а всеце­лым, хотя и кратким изложением и исповеданием самой спасительной ве­ры Церкви. Сама же вера, «однажды переданная святым» (Иуд. 3), не объемлется и не исчерпывается никаким вероучительным текстом. Об этой единой вере Церкви писал святой апостол Павел: «один Гос­подь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5).

Рассматривая проблему символических текстов в православии, ар­хиепископ Василий (Кривошеий) дает следующее описание веры Церкви.

«Церковь свято хранит „веру, однажды" и раз навсегда „передан­ную святым" (Иуд. 3). „Последуя святым отцам", — так начинают свое знаменитое определение о вере (орос)1 отцы Четвертого Халкидонского Собора. Таким путем и впредь должно идти подлинное православное бо­гословие. Верность отцам — его основной признак. Не потому только, что они древние отцы, хотя свидетельство древности всегда ценно, а по­тому, что в их творениях подлинно выражена вера церковная, как ее пред­вещали пророки, научил Христос словом и делом, проповедали силою Ду­ха Святого апостолы, определили Соборы, разъяснили отцы. „Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера все­ленную утверди". И вот эту веру должно неизменно выражать всякое-православное исповедание и определение»2.

Такое описание3 веры Церкви Христовой коренится в святоотечес­ком богословии. Святитель Афанасий Великий в первом послании к Се-рапиону, епископу Тмуйсскому, писал о церковной вере следующее: «По­смотрим еще на самое первоначальное предание, на учение и веру Все­ленской Церкви, — веру, какую предал Господь, проповедали апостолы, соблюдали отцы. Ибо на ней основана Церковь, и кто отпадет от нее, то не может быть и даже именоваться христианином»4.

1 Греч. 6qo<; — 'определение'.

2 Архиепископ Василий (Кривошеий). Символические тексты в Православной
Церкви.- М.: Сардоникс, 2003. С. 23-24.

3 Архиепископ Василий дает именно описание веры Церкви, а не определение. Оп­
ределение веры Церкви дать невозможно, так же как невозможно дать формаль­
ное определение Церкви, потому что «ни Господь, ни апостолы не давали отвле­
ченно-логического, научного или философского понятия о Церкви» (П. Флорен­
ский. Понятие о Церкви в Священном Писании // Богословские труды. Сб. 12.—
М.: Издание Московской Патриархии, 1974. С. 79).

4 Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Том III.— M.: Изд.
Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С. 41.

45


Подмена слова «вера» термином «вероучение» привела к идее дог­матического развития. «История догматов» превратилась в XIX—XX ве­ках в увлекательную науку, в которой история христианского вероуче­ния, или история христианского богословия, стала излагаться и иссле­доваться наподобие истории философских учений. Главными для исследо­вателей истории христианской мысли стали вопросы: кто из писателей (философов или богословов) на кого, когда и как повлиял, и насколько оригинальной является та или иная богословская система.

Благодаря средневековой схоластике на отделившемся от Вселен­ского Православия Западе церковное богословие трансформировалось в доктрину, а затем раздробилось на различные религиозно-философские системы.

В Церкви Христовой Православной церковное богословие всегда преемственно сохранялось в виде живого литургического и святоотечес­кого преданиия. Академическое богословие православных духовных школ (в том числе в России, начиная с XVIII в.) испытало заметное влияние за­падной схоластики, о чем написано во множестве книг и статей. Протои­ерей Георгий Флоровский, например, назвал это явление «псевдоморфо­зой» православия. Но самое важное это то, что даже при довольно силь­ном инославном влиянии на православные духовные школы православ­ное богословие по существу всегда оставалось церковным богословием, потому что определяющее значение для развития православной церков­ной науки имели не схоластические схемы, а литургические и святоотече­ские источники церковного богословия.

Архиепископ Василий (Кривошеий) не писал учебных пособий по православной догматике и не составлял инструкций по совершенствова­нию богословского образования. Но в его богословских трудах, и в пер­вую очередь в указанной статье «Символические тексты в Православной Церкви», можно найти много ценнейших методических указаний — как строить церковное богословие и как обновлять содержание богословско­го образования.

Примером богословского исследования, проведенного по источни­кам церковного богословия, может быть назван опубликованный в Жур­нале Московской Патриархии доклад архиепископа Василия «Спаси­тельное дело Иисуса Христа на Кресте и в Воскресении»1.

Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Спасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении //ЖМП, 1972, № 2. С. 64-69.

46


Завершая краткий очерк истории возвращения в богословский обо­рот словосочетания церковное богословие, следует указать обстоятель­ную статью «Богословие», помещенную в V томе Православной Энцик­лопедии1. Здесь термин «богословие» {Qsokoyia) рассматривается в раз­ных аспектах: как таинство соединения с Богом, как путь непрестанного восхождения кбоговедению, имеется раздел «Богословие и философия», говорится об апофатическом и катафатическом богословии, о богословии и Предании, о богословии в истории Церкви, о богословских дисципли­нах.

Очень важно, что автор этой энциклопедической статьи, проректор по науке Московской Духовной Академии священник Владимир Шмалий в разделе «Богословие и Предание» связывает богословие с литургиче­ской жизнью Церкви, с церковными таинствами. «Церковное богосло­вие, так как и сама Церковь, и ее Предание, сверхисторично по содер­жанию и одновременно исторично по форме передачи»2.

Важно и следующее замечание автора энциклопедической статьи «Богословие»: «Святые отцы задают нормативный для всех времен мо­дус богословского свидетельства о вере Церкви»3.

Церковная предпосылка богословия «подразумевает то, что всякое подлинное богословие возможно лишь в Церкви Христовой. Экклезиоло.-гическая предпосылка богословия подразумевает также, что православ­ное богословие всегда есть богословие апостольское и святоотеческое»4.

1 Священник Владимир Шмалий. Богословие // Православная Энциклопедия.
TomV— M.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Право­
славная Энциклопедия», 2002. С. 515—520.

2 Там же. С. 519.

3 Там же.

4 Там же. С. 515.

47