' Прот. А. Шмеман. Введение в богословие: курс лекций по догматическому богословию 1949—1950 гг.— М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1993. С. 18.
2 Там же. С. 19.
3 Там же.
41
утверждал, что «Священное Писание и Священное Предание в совокупности служат богооткровенным источником церковного богословия»1.
Так в XX веке постепенно преодолевалась западная схоластическая парадигма «двух источников Божественного Откровения».
Для более точного определения круга источников церковного богословия очень важное значение имеет исследование архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) «Символические тексты в Православной Церкви»2.
Поводом к написанию этой работы послужил перечень тем православного Предсобора, одобренный Всеправославным Совещанием, проходившим на острове Родос 24 сентября — 1 октября 1961 года. Первый раздел этого перечня назывался «Вера и догмат». Вот полный список тем этого раздела:
A. Определение понятия догмата по взглядам Православия.
Б. Источники Божественного Откровения:
а) Священное Писание: 1.
Боговдохновенность Священного Писа
ния; 2. Значение книг Ветхого Завета в Православной Церкви;
3. Научное издание византийского текста Нового Завета;
б) Священное Предание (определение его
сущности и распростра
нение).
B. Символические
тексты в Православной Церкви: 1. Авторитетные
тексты в Православной Церкви; 2. Тексты,
имеющие относитель
ный авторитет; 3. Тексты, имеющие вспомогательный авторитет;
4. Составление и издание
единого Православного Исповедания
веры.
В заявлении главы делегации Русской
Православной Церкви архиепископа
Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова)3 на Родосском Всеправославном
Совещании, в частности, говорилось: «В области веро-учительной предстоит разработать единую формулу определения догмата, являющегося
основой вероучения Церкви, составить единую символиче1 Епископ
Питирим (Нечаев). Основные
проблемы современного богословского
исследования в их развитии с конца XIX века // Богословские труды. Сб. 5.— М.:
Изд.
Московской Патриархии, 1970. С. 213.
2 Архиепископ Василий (Кривошеий). Символические тексты
в Православной
Церкви.— М.: Сардоникс, 2003. Впервые этот
труд опубликован в сборнике «Бо
гословские труды». Сб. 4.— М.: Изд.
Московской Патриархии, 1968. С. 5—36.
3 Впоследствии — митрополит Ленинградский и Новгородский; t 1978.
42
скую книгу Православной Церкви, разработать общеправославное определение понятия о Священном Предании»1.
Стремление кодифицировать, то есть как бы «узаконить» источники Божественного Откровения, разработать единую формулу определения догмата, составить единую символическую книгу Православной Церкви — все это говорит о том, что митрополиту Никодиму хотелось, по примеру римо-католиков, посредством так называемых символических книг кодифицировать православное вероучение.
Но на Родосе в составе делегации Русской Православной Церкви рядом с архиепископом Никодимом находился архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеий) — православный богослов, прекрасно понимавший, что предложенный перечень вероучительных тем для православного Предсобора выражает не проблемы православного богословия, а скорее стремление получить православные ответы на неправославно сформулированные вопросы.
Напечатанная в четвертом сборнике «Богословских трудов» статья архиепископа Василия «Символические тексты в Православной Церкви» представляет собой исчерпывающий богословский ответ на далеко не бесспорную тематику готовящегося Православного Предсобора. Эта статья явилась своевременной защитой православных подходов к изучению и изложению православного вероучения, хотя на первый взгляд о'на посвящена лишь конкретной теме — символическим текстам и так называемым символическим книгам в Православной Церкви. Архиепископа Василия всегда отличало умение давать полноценные ответы на актуальные богословские вопросы не в форме трактатов, а в форме доклада, статьи или даже заметки о текущих событиях церковной жизни.
Словосочетание «Божественное Откровение» архиепископ Василий употребляет редко, осторожно и не ставит задачи дать формализованное определение Откровения. Не соглашаясь с мнением профессора догматического и нравственного богословия богословского факультета Афинского университета Иоанна Кармироса, что Священное Писание и Священное Предание «составляют два равноавторитетных и одинаково стоящих (iVooTacou^) источника православной веры», архиепископ Василий утверждает, что «неприемлемо и римо-католическое учение о „двух источниках веры". Писании и Предании, — печальное наследие Тридент-ского собора, от которого современное римо-католическое богословие пытается освободиться. Как хорошо говорит митрополит Филарет в своем Катихизисе, Предание есть не источник, а первоначальный способ распространения Откровения, сохраняющий свое значение и для настоя1 ЖМП, 1961, № 11. С.14.
43
щего времени „для руководства к правильному разумению Священного Писания, для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте их первоначального установления"»1.
Судя по Догматической конституции «О Божественном Откровении», принятой папой Павлом VI на II Ватиканском соборе (1962—1965), можно сказать, что освободиться от печального наследия Тридентского собора — учения о «двух источниках веры» (Писания и Предания) — римо-католическим богословам так и не удалось.
Говоря о всяком «символическом тексте», достойном быть утвержденным как авторитетное выражение церковной веры, архиепископ Василий считает, что таковой текст «не только должен быть православным по существу, но и формулировке, по выражению, по обоснованности должен стоять на высоте святоотеческого богословия»'2.
Идею «единого» всеобъемлющего исповедания веры архиепископ Василий считал «несвойственной православному церковному сознанию»3. Поэтому составление и издание единого Православного Исповедания веры он называл предприятием «крайне трудным», «практически трудно осуществимым». «Можно опасаться, что составление общего Православного Исповедания веры окажется нашим православным богословам в настоящее время не вполне по силам»4. «Провозглашение нового единого Исповедания веры все же может вызвать затруднения и даже расколы»5.
Говоря о вере и учении Церкви Христовой Православной, архиепископ Василий принимает во внимание не только Священное Писание, символы, догматические определения {oqoi) и правила (xavoveg) Вселенских и Поместных Соборов, но и другие источники церковного богословия. Для выявления круга источников церковного богословия принципиальное значение имеет указание архиепископа Василия на литургические тексты. Говоря о догматической деятельности Поместного Константинопольского Собора 1156 года, архиепископ Василий подчеркивает следующее: «Очень важно, что богословие Собора, верное святым отцам, но не опасающееся вместе с тем освещать новые вопросы, опирается в своих решениях и на литургические тексты, утверждая тем самым их значение как источника церковного богословия»6.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.