К истории термина «Церковное богословие»

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Содержание работы

тема 13

Протоиерей Борис Пивоваров

К истории термина «ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ»

Открывая 7 февраля 2000 года Богословскую конференцию «Пра­вославное богословие на пороге третьего тысячелетия», Святейший Па­триарх Московский и всея Руси Алексий II говорил о богословии как о свидетельстве веры Церкви:

«Вера Церкви основана на подлинном свидетельстве учеников и последователей Христовых, на том провозвестии, которое было ввере­но им Христом и живет и вечно пребывает в Церкви силою Духа Свя­того. Поэтому подлинное Богословие всегда должно быть свидетельст­вом — свидетельством Истины, свидетельством веры Церкви»1.

О единой вере Церкви писал святой апостол Павел, призывая хрис­тиан к церковному единству, потому что «един Господь, едина вера, еди­но крещение» (Еф. 4, 4). Об истинной вере Церкви свидетельствует и наше литургическое молитвенное исповедание: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную»2.

Богословие, свидетельствующее о единой, истинной вере Церкви Христовой, — это и есть церковное богословие.

Словосочетание «церковное богословие» известно с IV века, назы­ваемого некоторыми церковными писателями «золотым веком богослоСлово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное бо­гословие на пороге третьего тысячелетия»// Православное богословие на поро­ге третьего тысячелетия. Москва, 7—9 февраля 2000 г.: Сборник материалов.— М.: Изд. Синодальной Богословской комиссии, 2000. С. 6. Начальные слова стихиры «на Господи, воззвах» Пятидесятницы, которая так­же поется в конце Божественной Литургии весь год, исключая период со дня Хри­стовой Пасхи до субботы перед Пятидесятницей. Полный текст стихиры: «Виде­хом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть».

36

I


вия» или «золотым веком святоотеческой письменности»1. Но потребо­вались века, чтобы это словосочетание вернулось в богословское упо­требление.

В качестве примера можно вспомнить, что не сразу вошло в бого­словское употребление и слово «единосущный» (дрьооисгкх;), ставшее в 325 году ключевым богословским термином Никео-Цареградского Сим­вола веры, согласно которому мы веруем «во Единаго Бога Отца Все­держителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».

Этот небиблейский термин, ставший необходимым для опроверже­ния арианства, не был принят отцами Антиохийского Собора 269 года2, осудившими ересь Павла Самосатского3. Не принимался этот термин и некоторыми православными иерархами Востока в период между Первым (325 г.) и Вторым (381 г.) Вселенскими Соборами. Но, будучи принятым отцами Второго Вселенского Собора, слово «единосущный» стало обще­употребительным в церковном богословии.

Подобно термину «единосущный», не сразу вошло в церковное упо­требление и словосочетание «церковное богословие». Около 339 года участник Первого Вселенского Собора знаменитый церковный историк Евсевий, епископ Кесарийский, написал сочинение «Ylegtкххкщт-aorixffcSeoXoyiaq», что в переводе с греческого языка означает «О цер­ковном богословии»4. Но это сочинение, в отличие от церковно-истори-ческих трудов Евсевия Кесарийского, не получило широкого распростра­нения. В данном полемическом трактате автор выражал резкую критику некорректно защищавшего православие епископа Анкирского Маркелла,

1 Например, архимандрит Киприан (Керн) свой труд по патрологии так и назвал
«Золотой век Свято-Отеческой письменности». Издательством «Паломник» этот
труд был переиздан: М., 1995.

2 Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в
связи с философскими учениями того времени).— 2-е изд.— Сергиев Посад, 1914.
С. 232.

3 Протоиерей Георгий Флоровский считает, что термин «единосущный» в то время
допускал разнообразие толкований и что Павел Самосатский, антитринитариймодалист, этим словом хотел доказать «модалистическую слитность Божества».
Прот. Георгий Флоровский. Восточные отцы IV века.— 2-е изд.— Paris: YMKA-
PRESS, 1990. С. 14.

4 Спасский А. История догматических движений... С. 236.

37


но при этом не дал обещанного описания или изложения церковного бого­словия.

И вот это почти забытое словосочетание — «церковное богосло­вие» — оказалось востребованным в XX веке. Востребовалось оно тог­да, когда возникла насущная потребность различать православное бого­словие как богословие Церкви Христовой Православной от богословия вообще, то есть от весьма неопределенного или даже совсем не церков­ного употребления термина богословие1.

Заслуга возвращения в богословский обиход термина церковное бо­гословие в наибольшей степени принадлежит выдающемуся богослову Русской Православной Церкви, замечательному патрологу и церковному историку, профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии Нико­лаю Ивановичу Сагарде (1870—1942/43)2.

Н.И.Сагарда, читавший в 1905—1918 годах лекции по патрологии, считал, что священномученик Ириней Лионский «как богослов превосхо­дит всех предшествовавших ему писателей послеапостольского времени... Он первый представил цельное воззрение на отношение между Богом и миром, раскрытое из собственных принципов христианской веры, и уста­новил основные начала церковного богословия3, которые в существен­ном остаются неизменными на все последующие времена»4.

Рассматривая учение священномученика Иринея Лионского о Боге, Н. И. Сагарда писал, что «понятие о Боге занимало выдающееся положе­ние в споре между церковным богословием и гностицизмом; в этом именно пункте наиболее ясно выступает особенность гностических идей и их различие от церковного учения»5. Из этих слов видно, как четко Н.И.Сагарда разделяет церковное веро-учение (церковное богословие) от еретического учения гностиков.

Говоря о богословском наследии святителя Афанасия Великого, Н. И. Сагарда не только указывает на «тесное родство и согласие сотери1 В западной традиции — теология.

- Степень доктора церковной истории этот выдающийся патролог получил в мае

1917 года за сочинение «Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский.

Его жизнь, творения и богословие».— Пг, 1916. Переизд.: Изд. Свято-Троицкой

Сергиевой Лавры; СПб.: Воскресение, 2006.

3 Словосочетание «церковное богословие» здесь и далее, в цитатах и основном тек­
сте, выделено жирным шрифтом автором настоящей работы.

4 Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I—IV века.— М.: Издательский Совет Рус­
ской Православной Церкви, 2004. С. 403.

5 Там же. С. 398.

38


ологических воззрений святых Иринея и Афанасия», но и подчеркивает, что «святитель Афанасий ввел в богословскую науку александрийцев но­вую струю и этим дал церковному богословию новый отпечаток и на­правление, которыми определен был существенный характер всей после­дующей церковной богословской науки»1.

Похожие материалы

Информация о работе