Исторический процесс и будущее человечества

Страницы работы

27 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Тема 11. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

11.1. Сущность истории человечества...............................    280

11.2. Единство и многообразие исторического процесса    290

11.3. Основные ступени исторического процесса............    293

11.4. Смысл истории и его исторические модификации.    311

11.5. Кризис человеческой цивилизации и стратегия развития в XXI в............................................................    313

Кризис или триумф материализма?..............................................    322

Переломный характер современной эпохи делает необходимым глубокое исследование наиболее общей природы исторического процесса, его глобальных перспектив. Все рассмотренные концепции исторического процесса схватывали более или менее существенные моменты или черты действительной истории человечества: ее прогрессивный характер (просветители), великую роль разума (французские материалисты XVIII в.), зависимость от прогресса человеческой сущности (русские революционеры-демократы XIX в.), закономерный характер (Гегель). Вместе с тем, накапливая элементы научного анализа истории, они не поднялись до создания действительно научной теории исторического процесса.

Характерным недостатком предшествующих трактовок развития общества является предвзятый характер общих концепций, которые не столько доказывались на основе научного метода, сколько постулировались. Главный недостаток предшествующих концепций исторического процесса заключается в том, что они оставались по существу на поверхности общественной жизни, базируясь целиком на идее зависимости истории от сознания людей. Существенной особенностью общественной жизни является то, что люди действуют в определенной мере сознательно, определяя свои потребности, цели,

279

формулируя идеалы и т.д. Однако мыслители прошлого не поняли того, что цели и идеалы людей, идеальные побудительные мотивы их деятельности не есть первопричина общественной жизни, исторических событий. Они определяются факторами, заложенными в материальной производственной (экономической) деятельности людей. Так, товарное производство возникло не потому, что у людей появилась "идея рынка" а в силу того, что на определенной ступени развития материального производства, связанной с глубоким разделением труда, создалось товарное производство со свойственным ему обменом товарами. "Идея рынка" появляется тогда, когда формируются реальный рынок и товарное производство. Не случайно, что трудовая теория стоимости возникает лишь в ХVII-ХVIII, вв., в то время как рынок зарождается еще в глубокой древности.

11.1. Сущность истории человечества

С возникновением марксизма коренным образом меняется взгляд на историю, ее сущность и смысл. История человечества предстает как объективный, поступательный процесс реализации и развития творческих

(материально-практических и духовных) возможностей человека, его родовой и индивидуальной сущности. Исходной точкой ее являются сами индивиды, их собственно человеческая природа, возникающая вместе с началом исторического процесса и являющаяся "априорной" по отношению ко всему последующему развитию общества. Рассматривая человеческий род как субстанцию общественного развития, как его высшую ценность и цель, Маркс и Энгельс в общем и принципиальном виде разработали концепцию человеческой сущности исторического

процесса. "Вся история, - отмечал Маркс, - есть не что иное, как непрерывное изменение человеческой природы" , ее самовозрастание

в силу коренного свойства труда производить больше, чем необходимо для его собственного поддержания. Присваивая силы природы, люди создают необходимые им как социальным существам средства существования, а также создают и самих себя. Сущность человеческого существования состоит поэтому в непрерывном процессе порождения индивидами себя из природы, в производстве себя посредством ее преобразования. Производство индивидов - это производство их родовой

и индивидуальной сущности, которая выражается в сущностных силах:

способностях и потребностях, труде и мысли и т.д. Эти сущностные силы находятся в единстве и противоречии. Человеческая сущность чревата внутренними противоречиями: между способностями и

280

потребностями, трудом и мыслью, коллективностью и индивидуальностью и другими. Внутренние противоречия человеческой сущности находят выражение в разделении труда, коллективной и частной собственности, борьбе классов и т.д.

Исторический процесс представляет собой развертывание, углубление прежде всего родовой сущности человека, а не ее внешних проявлений. Углубление человеческой сущности есть ее усложнение, т.е. увеличение многообразия сущностных сил и усиление их интеграции. Рост многообразия сущностных сил суть возникновение новых и аккумуляция (обогащение) наиболее общих (вечных) сущностных сил, а уровень роста есть функция того многообразия качеств внешнего мира, которые ассимилирует, преобразует и использует человеческий род. Как постоянная предпосылка истории, ее субстанциальная основа, он есть также ее постоянный продукт и результат. Чем сложнее присвоенные им в процессе труда силы природы, тем сложнее родовая и индивидуальная человеческая сущность и, соответственно, выше уровень развития общества.

Исторический процесс имеет, таким образом, направленный характер. Общее направление человеческой истории - все более полная реализация потенциально бесконечной универсальной сущности человека. Всеобщим основанием направленности исторического процесса является закономерная направленность развития материи от низших ступеней к высшим, от простого к сложному. Возникая как закономерный результат всеобщего мирового процесса развития, человеческое общество несет в себе изначальный импульс движения от низшего к высшему, изначальную направленность развития. Объективная направленность развития имеет в этом смысле "априорный" по отношению к дальнейшему социальному развитию характер. При этом, поскольку способом существования общества становится преобразование природы, развитие материи своеобразно опосредуется всем прошлым развитием. Современная цивилизация связана с преобразованием и использованием (в известных исторических пределах) цикла четырех форм материи (физической, химической, биологической, социальной). Цивилизации будущего будут во многом определяться использованием и преобразованием нижележащих циклов форм материи, доступ к которым (познание и преобразование) возможен только через посредство освоенных человечеством форм материи. Овладение космическими объектами, превращение их в объекты общественной собственности неизмеримо расширит возможности развития человека, его сущностных сил. Степень освоения космического пространства становится в

281

настоящее время одним из важнейших показателей могущества человек.а в овладении силами природы, в совершенствовании человеческих способностей и потребностей. Но необходимость социального прогресса не вытекает из каких-либо "нужд" природы, она заключена в сущности человеческого существования, в направленности на бесконечное развитие человека путем преобразования окружающего мира.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
696 Kb
Скачали:
0