Направленность исторического процесса от низшего к высшему
рождается из природы способностей и потребностей, труда и познания производства и потребления. В природе труда заложена присущая ему изначальная направленность от низшего к высшему, от простого к сложному - от исходных природных материалов к более сложному продукту труда, в конечном счете - от природного к усложняющемуся социальному бытию. Эта фундаментальная сущностная направленность труда лежитв основе направленности общественного развития. Важным основанием направленности социального прогресса является природа человеческих способностей и потребностей (общественных и индивидуальных), которые, во-первых, требуют более сложных, чем природные, условий для развития и удовлетворения, во-вторых, обладают глубокой сущностной тенденцией к непрерывному усложнению, неуклонному возвышению. Подчиненные социальному образу существования человека биологические способности и потребности также непрерывно изменяются в процессе развития общества. Удовлетворение очеловеченных биологических потребностей - один из необходимых стимулов развития человеческого общества, подчиненный собственно социальным факторам развития, ибо развитие и усложнение биологической жизни является элементарным и вместе с тем фундаментальным условием социальной жизни. Цель собственно истории
- создание условий для всестороннего развития человека, которое означает и всестороннее удовлетворение биологических потребностей (в пище, одежде, жилье, физиологически нормальной порции труда, здоровой природной среде) и развитие задатков человека (лежащих в основе его способностей).
Весьма важным фактором, определяющим интегральную прогрессивную направленность исторического процесса, является сознание. Уже фундаментальная структура его - деление на две ступени: чувственную и логическую - выражает основную тенденцию процесса познания - усложнение. В природе лучших достижений человеческого разума, научных открытиях и теориях, художественном отражении мира также заключена мощная предпосылка социального прогресса, роль которой резко возрастает в современный период мировой истории. Но
282
развитие познания в конечном счете обусловлено прогрессивной направленностью человеческого существования, человеческой сущностью, "определенной к прогрессу", производящим способом человеческого существования, основанным на создании сложных, не существующих в природе предметов и условий, из более простых, природных.
Одно из крупных открытий
К. Маркса - единый закономерный
исторический процесс, "магистраль"
которого образована
последовательностью пяти известных
общественно-экономических
формаций. Теория закономерной смены формаций
убедительно
обоснована им политэкономической теорией
товарного производства.
Всеобщий Фундаментальный вопрос научной теории
исторический исторического процесса -
существует ли закон
закон (закономерность),
определяющий необходимую
последовательность общественно-экономических формаций (ОЭФ), являющихся основными ступенями развития общества? Такой закон - недостающее звено в объяснении как закономерной смены формаций в целом, гак и особенностей современного этапа развития. Необходимый характер появления каждой отдельной ОЭФ из предшествующей в значителной мере можно объяснить законами соответствия производственных отношений производительным силам, разделения труда, товарного производства. Что касается глубинной, общей "сквозной" необходимой связи основных ступеней развития общества, то она не может быть раскрыта на их основе, ибо они выражают либо абстрактные (структурные) моменты общественной жизни, либо частные. Признание всеобщего исторического закона следует из изучения соотношения ОЭФ, а также из эмпирического материала наук, изучающих основные ступени исторического процесса. Разумеется, это не означает, что всеобщий исторический закон может быть дан средствами частных наук. Известно, что они имеют своим предметом особенное, которое вне связи с всеобщим не может быть понято. Вывести такой всеобщий закон можно на основе конкретно-всеобщей интерпретации исторического процесса как развития родовой и индивидуальной сущности человека.
Противоречие общественного (коллективного) и индивидуального коренится в самой человеческой сущности как единстве родового и индивидуального. Это противоречие является одним из важнейших внутренних противоречий развития общества, восхождения его от низших ступеней к высшим. В первобытном обществе общественный характер труда и собственности играет огромную роль в формировании человеческой сущности. Начиная с рабства социальный прогресс
283
осуществляется посредством "расщепления" человеческой сущности и противопоставления сущностных сил человека. Частный ручной труд и мелкая частная собственность делали возможным воспроизводство индивида, тождественного либо общине, либо касте, сословию и т.д. Однако, по сравнению с рабством, крепостная зависимость все-таки значительно расширила индивидуальность крестьянина и ремесленника. Отделение непосредственного производителя от средств производства явилось исходным пунктом индивидуального развития при капитализме. Поляризация собственности позволила одним индивидам в большей мере развивать себя как владельцев особого товара - рабочей силы, другим -как владельцев средств производства. Но универсальная сущность человека противостоит здесь все большей специализации сущностных сил индивидов, частичному развитию их сущности (развитию одной какой-нибудь части сущности). По мере углубления разделения труда универсальное в человеческой сущности как бы убывает, ибо все больше проявляется в специализированной и отчужденной форме, сдерживающей развитие индивидуальности. Историческая заслуга капитализма -превращение рабочей силы в частную собственность индивида, что послужило одной из важнейших предпосылок колоссального прогресса общества. Однако капитализм порождает собственное отрицание, которое восстанавливает не частную собственность, а общественную индивидуализированную, благодаря которой возможно действительное соединение трудящихся со средствами производства, создание устойчивых предпосылок индивидуального развития, индивидуальной свободы и активности. История человечества, таким образом, представляет собой процесс развития человеческой сущности от простейшей формы конкретно-всеобщего, в котором преобладает абстрактно-всеобщее (примитивная универсальность), к конкретно-всеобщему, в котором на первый план выходит частное (комбинированная универсальность) и, далее, к подлинной универсальности (всеобщему, опосредованному всем богатством содержания собственно единичного), т.е. к существенному совпадению родового и индивидуального, тождеству индивида ирода, лежащего в основе человеческой сущности. В силу тождества социального индивида роду "человек" (каждый социальный индивид является носителем всех свойств человека вообще) историческая роль каждого поколения или индивида, их величие, достоинство, смысл жизни зависят от того, насколько полно они вбирают и выражают актуализированную (наличную) универсальную человеческую сущность. Чем богаче творческие возможности индивида, их индивидуальное бытие, тем основательнее исторический процесс (выше
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.