Исторический процесс и будущее человечества, страница 5

289

самовозрастание, усложнение сущностных сил человека есть основное содержание исторического процесса. При этом он должен быть определен по отношению не к обществу как абстрактному, "обезличенному" целому, не к "человеку вообще", а ко всем индивидам в их конкретном многообразии. Иначе говоря, критерий социального прогресса указывает, насколько общество открывает простор для развития каждого члена. Этот критерий был введен в "Коммунистическом манифесте": "Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Однако следует учесть, что комплексный критерий, выражающийся в уровне развития человека, качестве его жизни имеет сложную структуру и может быть правильно интерпретирован только на основе научной концепции социального развития, материалистического понимания истории. Главной, определяющей стороной критерия социального прогресса является показатель уровня развития материальной основы общественной жизни. Как социальная значимость общественного развития, так и степень социальной справедливости в конечном счете определяются тем материальным содержанием, которое они несут в себе.

11.2. Единство и многообразие исторического процесса

Общество с момента своего возникновения обладает глубоким социальным единством, определяющими факторами которого являются: 1) единство человеческой природы; 2) единство собственно социальных законов; 3) единство ступеней развития. Родовая социальная сущность человека - стержень единства, а законы и ступени - ее выражение. Единая биологическая организация людей, единство географических условий составляют два существенных природных фактора, обусловливающих единство мировой истории.

Единство человеческой природы, т.е. социальной сущности человека, является определяющим фактором единой человеческой истории. Исходная точка истории - сами индивиды, их человеческая природа, возникшая вместе с началом исторического процесса и являющаяся "априорной" по отношению ко всему последующему развитию общества. В каждой общественно-экономической формации человеческая природа изменяется под влиянием различных факторов, в первую очередь труда и отношений. При этом не труд и отношения формируют сущностные свойства индивидов, а они сами в процессе труда производят, творят себя. Чем сложнее труд, тем больше он соответствует родовой и индивидуальной сущности индивидов и в свою очередь сам зависит от степени их развития, усвоения ими накопленного социального

290

опыта, материальной и духовной культуры. Частная собственность заранее задает масштаб развитию индивидов, ограничивая его существующими объектами собственности, подлежащими присвоению, и тем самым не позволяет им воспроизводить себя во всем многообразии сущностных сил. Развитие индивидов без заранее установленного масштаба, развитие всего богатства их способностей и потребностей возможно лишь в условиях общественного труда и индивидуализированноой общественной собственности, обладающей возможностью безграничного расширения многообразия объектов, подлежащих присвоению.

Единство человеческой истории выражается, далее, в единстве ее законов (в первую очередь собственно социальных) и ступеней -общественно-экономических формаций, являющихся социальной формой развития человеческой сущности.

Единство всемирного исторического процесса формируется по мере преодоления изоляции народов, государств, развития связей между ними. Целостность мировой истории является продуктом развития человечества. Как отмечал Маркс, "всемирная история существовала не всегда: история как всемирная история - результат" 145. Аккумулятивный характер развития сущностных сил человека, в первую очередь способности к труду, исчерпание возможностей развития, заложенных в природе мелкой частой собственности, способствовали возникновению крупномасштабной экономической интеграции, мирового рынка, связавшего все страны в единое целое. Именно крупная промышленность сделала конкуренцию универсальной, создала современные средства сообщения и современный мировой рынок. "Она впервые создала всемирную историю, поскольку поставила удовлетворение потребностей каждой цивилизованной страны и каждого индивида в ней в зависимость от всего мира и поскольку уничтожила прежнюю, естественно сложившуюся обособленность отдельных стран" 146.

Современная революция в производительных силах создала предпосылки для конструктивного, созидательного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты.

Единство исторического процесса не исключает, а предполагает свою противоположность - многообразие, которое есть прежде всего многообразие индивидов. Люди неидентичны по своим задаткам и склонностям, уже при рождении обладают генетически различной нормой реакции: нет двух генетически идентичных индивидов. Генотип человека во многом определяет не только его внешние, физические, биохимические особенности, но и нервно-психические характеристики. Невозможно отрицать существование известной доли наследственного разнообразия

291

людей по характеру, интеллекту и т.п. Но эта неидентичность телесных индивидов выступает лишь в качестве одной из предпосылок многообразия исторического процесса. К другим его предпосылкам относят: происхождение человека от одного или нескольких предков, расселение и особенности дальнейшего развития, этническое разнообразие и географическую среду.

Источник многообразия исторического процесса заключен в развитии родовой и индивидуальной сущности человека. Поскольку человек может существовать и развиваться только присоединяя к своей исходной активности силы природы, его уровень развития и, соответственно, его многообразие есть всегда функция того многообразия качеств внешнего мира, которые он ассимилирует, преобразует и использует. Чем сложнее присвоенные человеком силы природы, тем сложнее он сам и осуществляемый им исторический процесс. Развитие сущностных сил человека, их многообразие и сложность определяются тем, какие природные силы присвоены (преобразованы, использованы) им и в какой форме (эмпирической или научной) осуществлено их присвоение.       В историческом процессе человеческая природа становится,   таким   образом,   все   более   богатой,   внутренне дифференцированной, развернутой, вследствие присоединения все новых природных сил. С качественным и количественным изменением сущностных сил человека меняются типы и формы коллективности (общности), происходит их последовательная, от формации к формации, смена.