Исторический процесс и будущее человечества, страница 8

Более существенный рост сущностных сил человека происходит с момента освоения им железа, которое дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из других известных тогда металлов. Оно сделало также возможным полеводство на более крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств. Земледелие стало давать наряду с зерном, стручковыми растениями и фруктами растительное масло и вино; увеличилось разнообразие ремесел и совершенствовалось мастерство. Наступила эпоха железного меча, плуга и топора - так называемая героическая эпоха, относящаяся к высшей ступени варварства. В эту эпоху произошло второе крупное общественное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия. Рабство, имевшее ранее спорадический характер, становится теперь существенной составной частью общественной системы; рабы из простых подручных постепенно превращаются в основную рабочую силу мастерских и полей. Богатство растет быстро, но как богатство отдельных лиц. Наряду с разделением на богатых и бедных зарождается особый класс - купцов, не принимающий никакого участия в производстве, а вместе с ним появляются металлические деньги и новое средство господства непроизводителя над производителем и его трудом.

производителем

297

Разделение труда между ремеслом и земледелием по своей сущности представляет "наибольшее разделение материального и духовного труда", ибо оно в наиболее резкой форме выражает подчинение индивида определенной, навязанной ему деятельности, которое (подчинение) "одного превращает в ограниченное городское животное, а другого - в ограниченное деревенское животное" (Энгельс). С момента разделения труда на материальный и духовный индивиды с одинаковыми задатками и склонностями выполняют разный труд, участвуют в разных видах деятельности. Их принадлежность к классу опосредована принадлежностью к определенным кастам и сословиям. Если первобытно­общинный строй совершенствовал в человеке прежде всего способность к труду вообще, то рабовладельческий посредством разделения труда и собственности закреплял отдельные функции этой способности за определенными классами, кастами, цехами и т.д. Универсальная природа труда противостоит здесь уже большей специализации труда, доходящей до противоположности материального и духовного труда, жесткого разделения его в ряде производств. Хотя относительно простая техника требовала от работника прежде всего универсальных навыков и знаний, их развитие сдерживалось насильственной специализацией и повторением процесса производства в прежних размерах, на прежнем техническом основании, т.е. известным консерватизмом технического базиса.

Вместе с тем благодаря разделению труда совершенствуются и производитель и его продукт. Это обусловлено преимущественно натуральным характером производства, заинтересованностью рабовладельцев из-за обилия и дешевизны рабского труда в потребительной стоимости. Высокие требования к качеству изделий повышали требования к самим производителям (их навыкам, умениям, знаниям), в том числе и рабам, но сдерживали развитие орудий труда. В рабовладельческую эпоху явственно проявилась открытая Марксом закономерность, согласно которой экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Великолепные творения, в том числе семь чудес света, были созданы при помощи примитивных орудий труда. Консервативность технического базиса вытекла из природы рабского труда и объяснялась прежде всего тем, что затраты, необходимые для совершенствования орудий труда, были бы гораздо выше затрат, идущих на содержание большого количества рабов. Кроме того, разделение труда на материальный и духовный, осуществляемое в форме рабства, породило презрение к производительному труду, как делу, недостойному свободного человека. Презрение к нему возникло не потому, что этот вид труда открывал

298

меньший простор для проявления и развития сущностных сил человека, а потому, что он был атрибутом рабства. Вначале физический труд, как более простой и тяжелый, возложили на рабов, а уже потом стали его считать унизительным. Даже в тех случаях, когда раб был скульптором, музыкантом, поэтом, его труд оставался презренным. В формировании презрения к физическому труду большую роль сыграла философия, рассматривавшая социальное неравенство людей, порожденное разделением труда, как естественное по своей природе. Духовная природа в целом, ее ядро - философия, осталась по существу равнодушной ко все возрастающей силе труда, способного дать ключ к тайнам жизни. Настойчивый интерес к познанию мира и места в нем человека, бурное развитие точного знания, архитектуры, строительства, изобразительного, прикладного искусства - все это было почти полностью отвлечено от потребностей материального труда и его главного субъекта - раба. Поэтому пытливый ум в этот исторический период, когда голова обособилась от рук, мысль - от материального производства, не был нацелен на совершенствование орудий труда и облегчение самого труда. К тому же впоследствии, в период упадка рабовладельческого общества, на рабов был возложен в значительной мере и умственный труд, в том числе функции управления производством, занятия наукой и искусством.

Базисом собственности в рабовладельческой формации первоначально служил город (полис), а ее объектом были рабы и земля. Преобладающая форма собственности на рабов - частная, на землю -также частная, но опосредованная вначале принадлежностью к общине. Маркс отмечал, что экономической основой классического рабовладельческого общества в наиболее цветущую пору его существования, когда рабство еще не успело овладеть производством в сколько-нибудь значительной степени, было мелкое крестьянское хозяйство и независимое ремесленное производство. Но вершины развития рабовладельческая формация достигла в рамках больших держав: империи в Китае (династии Цинь и Хань в III в. до н.э.), Римской империи (с I в. До н.э.), где рабский труд стал господствующим, а рабы составляли большинство населения. С образованием империй расширяется и упрочивается торговля, ростовщичество, частная собственность на землю (ставшую товаром, который продают и закладывают), усиливается концентрация и централизация богатств (вещественного, включающего рабов; денежного и земельного) в руках немногочисленного класса, и в то же время растет обнищание основной массы свободных ремесленников и земледельцев, резко усиливается эксплуатация рабов. Общественной функцией рабовладельцев все в