Исторический процесс и будущее человечества, страница 3

284

степень совпадения потенциально универсальной человеческой сущности с ее осуществлением) и наоборот. Между общественно-экономическими формациями и человеческой сущностью имеется диалектическая связь: неантагонистические и антагонистические формации по-разному соотносятся с человеческой сущностью; первые соответствуют человеческой сущности, наиболее прямо и полно выражают ее, вторые, "расщепляя" сущностные силы человека, коренным образом ее деформируют, искажают.

Противоречие общественного и индивидуального есть в известном смысле противоречие между универсальной сущностью человека, способной к бесконечному развитию, и ее историческими модификациями. В каждую историческую эпоху человеческая сущность принимает определенную форму, которую она впоследствии перерастает. Сущность истории как объективного процесса и состоит в постоянном преодолении человечеством исторической ограниченности своей сущности. С этих позиций последовательность общественно-экономических формаций как исторических форм, ступеней организации челоиеческой сущности представляет собой не простую цепь изменений, вызванную противоречием между производительными силами и производственными отношениями, а развитие собственно социальной субстанции - человеческого рода, его родовых и индивидуальных сущностных сил. Это означает, что в человеческой сущности заключена глубинная тенденция (закон) к самовозрастанию, переходу от низших ступеней к высшим, ко все большей идентичности самой себе.

Всеобщий исторический закон и есть закон необходимой смены ОЭФ. Детерминируя в существенной мере субстанциальное свойство социальной материи - тождество индивида и рода, этот закон детерминирует и общее направление развития общества от примитивной универсальности человеческих индивидов ко все более полному, всестороннему и свободному их развитию. Бытие в качестве истинно общественных, универсальных индивидов, в которых родовое и собственно индивидуальное в существенной мере совпадут, есть предпосылка и основа идентичности человечества своей сущности.

Поскольку исторический процесс осуществляется людьми в соответствии с логикой, законами развития их сущности, т.е. имеет закономерный характер, всеобщим (изначальным и фундаментальным) противоречием исторического процесса является основное противоречие человеческой сущности - противоречие между способностями и потребностями (выражающееся в противоречии между производством и потреблением материальных и духовных благ), заложенный в нем импульс

285

развития включает целый ряд моментов, исследование которых позволяет выделить закономерности, составляющие основу общественной жизни.

Закономерности    Развитие человека, его сущностных сил исторического       подчинено   целому   ряду   закономерностей процесса                 К    важнейшим    из    них    относят   пять закономерностей. Первой закономерностью исторического процесса, как процесса развития человеческой сущности, является открытое Марксом умножение, возвышение сущностных сил человека, включающее в себя не только количественный рост, но прежде всего качественное усложнение, ибо их предметом становятся все более сложные производимые человеком условия.

Вторая закономерность исторического процесса заключается в опережающем развитии способностей, служащих основным источником общественного богатства. По Марксу, богатство страны в большей мере проявляется в превосходстве мастерства и знаний, приобретаемых длительным навыком и опытом для того, чтобы изобрести и сделать больше. Труд как процесс связан прежде всего с реализацией способностей, обладающих наиболее сильной тенденцией к саморазвитию, с присоединением к силам человека сил природы. Необходимость превышения способностями потребностей или, иначе, опережающего развития способностей, выступает поэтому в качестве важнейшего фактора прогрессивного развития индивида и общества, качественного усложнения производительных сил (человека и техники). Более того, ни индивидуальный прогресс, ни тем более социальный был бы невозможен без определяющего развития общей способности к труду, заключающей в себе основной импульс к творчеству, ибо одним из важнейших противоречий развития труда является противоречие между способностью к труду вообще (общей способностью) и способностью к конкретным видам труда (частными способностями). Диалектика общей и частных способностей к труду состоит в том, что общая способность развивается на базе частных способностей и наоборот, но примат принадлежит первой.

Третья закономерность состоит в противоречивом и скачкообразном росте свободы развития сущностных сил человека в ходе исторического процесса, в превращении несвободного способа их развития в свободный. Эти способы различаются по трем основным признакам: 1) характеру связей способностей и потребностей -непосредственному и опосредованному, 2) воспроизведению человека во всей его полноте или ограниченному рамками той или иной формы

286

эксплуатации, 3) возможности развития всех и каждого или меньшинства индивидов за счет большинства.

Четвертая закономерность исторического процесса - его аккумулятивный характер. Эта закономерность служит проявлением всеобщей диалектической закономерности аккумулятивного развития материи. В "Капитале" Маркс показал, что объективной основой истории общества выступает аккумулятивный характер развития труда, выражающийся в росте богатства содержания при переходе от простого (ручного) труда к более сложному, машинному, и далее к автоматизированному труду. Точно так же, как сложный труд включает в себя простой, способность к более сложному труду содержит в себе способность к менее сложному труду, но не сводится к ней. Так, способность к машинному труду снимает в себе способность к ручному труду (которая есть накопленная из поколения в поколение и передаваемая по наследству от отца к сыну специальная сноровка), но качественно отличается от нее, ибо машина функционирует только "в руках непосредственного обобществленного или совместного труда" (Маркс). С усложнением труда, переходом его от одного вида к другому происходит и усложнение потребности в нем. Удовлетворение ее в процессе труда рождает потребность в более сложном труде. Возрастание способности к труду, таким образом, приводит к возвышению потребности в нем, к формированию более богатой системы потребностей в целом.